Лоция маршрута: оз. и р. Суоёки, р. Южная Шуя

Лоция и комментарии к карте — https://ergin.ru/pohod/shuya.html (там же можно скачать космоснимки).

Километраж взят из отчета: https://weter-peremen.org/biblioteka/otchety/voda/kareliya/yuzhnaya-shuya-2007

Лоция ниже фактически составлена из двух (по вышеуказанным ссылкам). Дополнена точками автопарковок в пос.Суоеки, расписанием ж.д поездов от ст.Новые Пески, контактами забросчика (5000руб.) и т/б Поляны, и т/б Конди.

Я распечатывал на одном листе А4 космоснимок с комментами  (взятый по первой ссылке), а с обратной стороны печатал текст из соотв. Листа ниже (ужимая размер шрифта, чтобы весь текст вместился на лист). Помещал лист в п/э файл и заваривал края утюгом (через газету). Затем листы собрал в п/э папку. Но после первой грозы на некоторые листы просочились капли воды, поэтому лучше заваривать ламинатором, используя пленку для ламинирования.

Файл с GPS-координатами POI: порогов, стоянок и примечательных мест по маршруту, можно скачать по ссылке и загрузить на сматрфон в предварительно установленное приложение (с картами Карелии) типа OsmAnd.

 

Лист 1.

 

0км (0км) Станция Суоярви. От вокзала 200м по правой стороне железной дороги против движения поезда до будки обходчиков. Далее перейти пути и бетонку и по грунтовой дороге подойти к берегу озера Суоярви. По деревянному мосту можно перейти на остров, где можно собрать суда. Остров обходится справа. Озеро проходится вдоль правого берега. Все берега каменистые и изрезанные. Стоянки возможны на берегах и островах. Всего от станции около 700 метров до мостика.

Оз.Суоярви — находится прямо у станции Суоярви, по ходу поезда прямо и налево, метров 300, там еще мост есть. Если идти по озеру, то собирать байдарки можно у моста — там есть поляна, правда, основательно замусоренная; но лучше найти машину у станции и ехать до истока реки Суойоки (или Суоеки — в разных источниках разные названия) и начинать поход там. Стоимость машины в пределах тысячи рублей на 6 человек с вещами (цены 2006 года). Местные девушки в кассах обладают огромной телефонной базой знакомых и родных, у которых есть машины и которым нужен заработок. В любом случае, первая стоянка будет возле истока реки Суойоки, лучше всего на правом берегу — там хорошее продуваемое место, есть мелкий заливчик для купания.

 

Автопарковки: 1). ул.Шельшакова, между 10 и 12 (600м до озера через пути)         2). Ул.Ленина 30А (рядом Пятерочка) 3)ул.Суоярвское Шоссе, 7 (за ПочтвБанком). 4). 86К-13 (Локатор) – 300м до озера.

 

2 (2) км Напротив станции Суоярви II стоянка на острове.

 

18 (20) км Исток реки Шуя. Исток р.Шуя находится в С-В части озера. В 0.5 км от истока есть о. Муравьиный, связанный с берегом 50-метровой косой, которая в малую воду непроходима. Перед истоком на правом берегу есть хорошая стоянка. На острове тоже есть стоянка, но как правило с озеро дует сильный ветер. На острове очень много муравейников. В истоке реки находится разрушенная плотина, за которой находится мелкий ПОРОГ б\к. Слева сильно замусорен. В центре – слив с массой камней и микроскопических валов.

0,5 (20,5) км Деревянный мост.

1,5 (22) км ПОРОГ УСТЬЕ б\к. Находится за мостом после небольшого плеса. Делится островами на 3 рукава. Левый и средний в камнях. Кроме того там масса мусора и очень мелко. Линия движения довольно интересная. Необходимо пройти слева, обогнув булыжники, лежащие в начале порога, затем, обходя остров слева, достаточно резко перестраиваясь, выйти на правый слив.

 

Озеро Еккилялампи.

 

1 (23) км ПОРОГ КУСТ б\к. Находится после небольшого озера. Над порогом ЛЭП. В русле много камней. Перед порогом в центре большой камень, на котором установлен столб с ракетой.

Шивера 1,2, п.Куст(ЛЭП). На выходе из озера Суоярви — мост, прямо перед ним и за ним — шиверы, идутся без просмотра. Порог Куст (узнается по линии ЛЭП над порогом) — просмотр (с правого берега) желателен: очень мелко, можно сесть на камни. В середине порога течение делится на два рукава — нужно идти в левый; правый рукав приводит в заводь со сливом в конце — в слив лучше не ходить.

 

Шиверы — без просмотра.

1 (24) км ПОРОГ. Небольшой короткий порожек

 

2 (26) км Порог Грива — кат.2, Ориентиры: шум порога, у правого берега небольшой островок, хорошо заметный с воды железнодорожный мост ниже порога. обязателен просмотр с правого берега. В самом конце, перед выходом в разлив — бочка у левого берега. Идти порог по струе, в самые валы, а затем — по правому краю бочки, но аккуратно — еще чуть-чуть правее лежит каменная плита. За порогом, после разлива – ж/д мост.

 

 

Лист 2.

 

1 (27) км Ж/д мост через реку Ю.Шуя в районе поселка Суоеки. Незадолго до мостов и под ними ПОРОГ РЫЖИЙ (Суойокский каскад). Это трехступенчатая шивера общей длиной около 1 км. Ярко выраженных ориентиров нет. Ступени разделены короткими плесовыми участками, обеспечивающими беспроблемную чалку.1-ая ступень: Короткая, около 100 метров, четкая струя с плавным поворотом вправо, соответственно есть легкий прижим влево. Мелко.2-ая ступень: Начинается за 10 метров от бетонного автомобильного моста, эту часть лучше просмотреть прямо с моста. С левого берега тянется деревня. За пролетами моста, небольшие бочки, потом беспорядочная струя с валами. В конце сезона может быть очень мелко, местами даже для байдарки. Длина ступени около 200-300 метров.3-я ступень: Отделена небольшим плесом (20-30 метров), проходится без просмотра. Длина около 50 метров. На выходе мелко. Сразу же после входа в ступень остров, разбивающий реку на 2 рукава. Проход левым, ближе к левому берегу.Удобно пристать к левому берегу сразу за окончанием каскада.

 

Ниже моста по левому берегу пос. Суоёки.

0,5 (27,5) км Ниже порога левый приток- р. Тарасайоки. Впадает двумя рукавами — с этого момента река называется Шуей.

 

1,5 (29) км ПОРОГ МЕДВЕЖИЙ — 2 кат. Общая длина порога 150 м. Ориентиры: шум порога, резкое сужение русла реки (с 90 до 30 метров), по левому берегу скальный выход, полого уходящий в воду. Осмотр по левому берегу. Идти в язык ближе к правому берегу, далее — по валам. Плита перегораживает всю реку, плавно уходя в воду у левого берега и плавно поднимаясь у правого. Ярко выраженный чистый пологий центральный слив, смещенный к правому берегу. С воды заход в слив читается не очень хорошо. Слева от слива проносная бочка шириной 3,5 м, справа — косой крученый вал. За центральным сливом 4 пирамидальных стоячих вала, первый высотой около 1 м, не более. Валы легко обходятся слева. Перед порогом на левом берегу удобная живописная стоянка с баней (удобно чалиться, загружать и разгружать суда, просторная ровная площадка для постановки лагеря). Ниже порога на этом же берегу аналогичное место для стоянки.

 

5 (34) км Б/к ПОРОГ ДРЕВНИЙ МОСТ. Остатки моста (сохранились лишь основания опор, слегка возвышающиеся над водой). Идти в левый проем, он без камней. (Проход любым сливом?). Проход легко читается с воды. Ниже моста на правом берегу пригодное для стоянки место.

 

1,5 (35,5) км ПОРОГ ЛУКИ. Ориентиры: шум порога, остров. Идти в левый рукав без просмотра. По большой воде — большие валы, по малой — быстрое течение, камни, летом правый рукав пересыхает вообще.

 

2 (37,5) км ПОРОГ ОЛЕНЕНОК б/к — без просмотра. Простой, но обильный подводными камнями шиверо-порог. Длина около 100 м. Линия движения в нашу воду была несложная (по центру почти без лавирования).. Ниже порога остров. На острове площадка, пригодная для постановки лагеря.

 

8 (45,5) км Место под ночевку. Удобно чалиться, разгружать и загружать суда, много дров. Ровные площадки под палатки в изобилии, но они разбросаны. Лагерь хорошо продувается.

 

1,5 (47) км Озеро Шуясалма. Перед озером на правом берегу хорошие стоянки.

 

Лист 3.

 

0,5 (47,5) км Войдя в озеро повернуть направо на юг, и через 300 м — выход, река вытекает в западном направлении. После озера, через 300м на правом берегу дома.

 

3 (50,5) км Препятствие — очень простой 50-метровый ПОРОГ: течение ускоряется до 6 км/ч.

 

3 (53,5) км ШИВЕРО-ПОРОГ 500-метровой длины. Камней немного, невысокие валы, ярко выраженная основная струя; к концу порога русло несколько сужается, скорость увеличивается. На выходе остров. Выход из порога правой протокой коротким сильным сливом через стоячие валы высотой до 0,5 м.

 

Эти пороги, до Хаутаваарских мостов, как говорят местные, называются Черный и Рыжий — кто из них кто, так и не поняли, порогов было больше двух, были шиверы — все шлось без просмотра и читалось своды.

 

2 (55,5) км Через 2 км автомобильный бетонный мост, в 400 м ниже — железнодорожный мост. Под ними ПОРОГИ – 1-ый и 2-ой Хаут-перекаты или

Хаутаваарские мосты — здесь все коммерческие группы начинают маршрут, начинаются проблемы со стоянками.

 

1,5 (57) км Следы разрушенного моста.

 

3 (60) км ПОРОГ ЦАПФОВСКИЙ. Ориентиры: остров. Порог представляет собой очень простую 70-метровую шиверу, которую остров разбивает на два быстротока. Обе протоки в нашу воду проходимы. Правая более полноводна, с меньшим количеством подводных и надводных камней. На выходе несильный прижим к правому берегу. Возможен проход без осмотра.

 

Сразу же за порогом ЛЭП.

 

1 (61) км ЛЭП. ВНИМАНИЕ! Провода низко нависают над водой, возможно касание веслом. Проходить под правым или левым берегом.

 

1 (62) км Препятствие. На протяжении 30 м одиночные, редко расположенные камни в русле, незначительное увеличение уклона (скорость течения возрастает с 3 до 5 км/ч), б/к.

 

0,5 (62,5) км Препятствие. 50-метровая простая шивера. Ярко выраженная основная свободная от камней струя под левым берегом, б/к. Оба препятствия преодолеваем сходу, не меняя порядок движения.

 

П.Сизовский — 2 кат. Перед порогом заводь, далее — каменный коридор. На входе в порог, по центру — камень, идти лучше справа от камня, но не беда, если прямо по нему — не прорвались даже в малую воду:) Слева за порогом бочка, но если нормально вошли в правый слив, то байдарка в бочку не попадает. Если же вошли в бочку, то вполне реально кильнуться — тогда вынесет к правому берегу и прижмет. После бочки — по валам.

2,5 (65) км ПОРОГ СИЗОВСКИЙ — 2 кат. Ориентиры: за 1 км до порога берега повышаются, появляются скальные выходы. Перед порогом река разливается и поворачивает направо под прямым углом. Шум порога. Осмотр необходим. Осмотр по левому берегу. Плита перегораживает всю реку. Высота водоската 1 м, длина 3.5 м. За водоскатом от левого берега до середины реки проносная бочка шириной 3 м. Справа бочка ограничена треугольным сливом. Правая граница слива — косой кручёный вал высотой 0.8 м. За сливом ряд длинных прямых стоячих валов. Самый высокий — третий (не менее 1 м). Через 80 м после водоската река под прямым углом поворачивает налево. Ощутимый прижим. Основная проблема на этом участке не прижим (он проходится легко), а преодоление (или уход) очень крутого прямого вала высотой около метра. Ниже прижима 120 м быстротока, редкие подводные и полуобливные камни. Общее падение около 5 м, из них 3 м приходятся на первый 85 метровый участок. Увидеть порог с воды не сложно, река плавно поворачивает вправо, с обоих берегов скалы, еще до поворота слышится отчетливый грохот порога. Проход справа, обходя бочку, затем необходимо сместиться к центру, так как при низкой воде в правой части много камней. Общая длина порога 150 метров. Удобен для страховки спасконцом и с воды. Стоянка на левом берегу над порогом. Удобная, обширная, продуваемая, но сильно захламлена, дров в радиусе 100 м нет, глубже — изобилие. Лес смешанный: сосна с примесью лиственных.

 

П.Собачий (Островной) — самый красивый порог на Шуе. Река делится на два рукава, которые обхватывают остров. Идти в правый рукав, по центру; левый — скорее, протока. Просмотр желателен. Сам порог не опасен — в конце есть камень, но он гладкий, обмывной. В пороге удобно купаться. Стоянка на острове красива, удобна, но дров нет. Удобнее встать с левого берега, сразу на выходе из порога, за островом.

2,5 (67,5) км ПОРОГ ОСТРОВНОЙ, он же Собачий, он же Безымянный, осмотр необходим. Ориентиры: перед порогом большой озерообразный разлив, два острова, шум порога. Озерообразный разлив сужается, от левого берега два острова, разбивающие реку на 3 протоки. Левая и средняя протока имеют ширину по 5 и 3 м соответственно. Забиты камнями. В нашу воду средняя была непроходима из-за маловодности, по левой был возможен сплав. Основная вода сбрасывается через правую протоку.Для осмотра правой протоки чалиться к острову. Чалка безопасная. Ширина правой протоки 30 м. На входе в середине надводный скальный выход. Три слива. Основной — левый. Косой. Ограничен справа надводным скальным выходом, слева — косым кручёным валом. В 10 м ниже вала прямой вал, за ним пенная яма диаметром 4 м. Средний слив имеет заход, плохо читаемый с воды. В конце слива справа надводный камень (он и разбивает входной слив на центральный и правый), слева — стоячие валы. Правый входной слив мелкий. Через 30 м от начала порога все сливы объединяются в мощную струю, вход в неё через прямой вал высотой 1 м. Общая длина порога 100 м. Основное падение (2.5 м) на первых тридцати метрах.

 

Далее взято отсюда: http://www.tourism.ru/docs/pilot/9/14/11/

Стоянки

1)Находится на острове. Лес сосновый редкий. Просторна, красивый вид на порог, есть костровище, баня, туалет. Мало дров — за ними нужно отправляться на материк.

 

2)Находится на левом высоком берегу сразу после порога. Лес сосновый и еловый, густой за пределами стоянки. Стоянка оборудована костровищем и баней. Спуск к воде не удобен, узок и крут.

 

3)Находится на правом берегу напротив порога. Выходы к воде два: до порога и после. Первый крайне неудобен, тем что находится прямо в пороге, второй тем что засорен топляками и бревнами вдоль всего берега. Стоянка небольшая 4-5 палаток, оборудована костровищем.

 

После порога тянется очень длинный (более 13 км) плес с таежными берегами, мест для стоянок мало. Примерно в 1 км ниже порога на левом берегу небольшая изба. Плес заканчивается у плотины Игнойльской ГЭС.

1 (68,5) км Очень простой порог длиной 15 м (небольшой уклон, быстроток, чистый ярко выраженный основной слив).

 

0,5 (69) км На левом береге изба (сразу же после правого притока Кушкимус).

 

2,5 (71,5) км После избы разлив, правый приток Рыбоя. Очень живописное место.

 

Лист 4

 

После порога Собачий тянется очень длинный (более 13 км) плес с таежными берегами, мест для стоянок мало. Примерно в 1 км ниже порога на левом берегу небольшая изба. Плес заканчивается у плотины Игнойльской ГЭС.

 

Игнойльская ГЭС.

В прошлом здесь был падун Дюгу. В двустах метрах перед плотиной деревянный мост, который является хорошим ориентиром. Обнос правым берегом, 100-150 м. Суда можно спускать на воду в улове выходной шиверы, но надо быть внимательным — в русле остатки бетона и арматуры.

8 (79,5) км ЛЭП и сразу же за ней плотина Игнойлской ГЭС. Чалка на обнос и обнос по правому берегу. ВНИМАНИЕ! Обнос по правому, а не по левому. Чалимся всеми судами в 40 м перед плотиной. Берег пологий, чалиться и разгружаться удобно. Обнос 100-150 м.

 

Порог Кенякоски.

Этот порог следует через 2,5 км после ГЭС. Его также любят называть «Падуном», как и все большие пороги в Карелии. Сложности его оценивается третьей категорией, хотя некоторые склонны считать, что он заслуживает даже пятую категорию сложности. Преувеличенное мнение об опасности и коварности порога создано во многом благодаря табличкам по берегам. Его необходимо осмотреть, и лучше это делать с левого берега. Самая опасная часть порога — 2-х метровый слив поперек всего русла за правым поворотом. Его плохо видно с воды. В пороге плохие условия страховки, так как русло очень широкое (около 100 метров), перед сливом и после него сильное течение, что ухудшает страховку с воды. В пороге есть несколько чалок, удобней всего причаливать к левому берегу перед сливом, как раз к хорошей стоянке. Внешность порога сильно меняется в зависимости от уровня воды. Слив весной пологий, широкий. В августе русло заметно сужается за счет спада воды, порог становится мелким. Есть вероятность сесть на мель прямо посреди порога. В русле много камней.

2 (81,5) км ПОРОГ КЕНЯЙКОСКИ – 3кс. Ярко выраженный ориентиров нет! Отслеживать скорость течения — она начинает возрастать. Держась левого берега можно отследить памятную доску, прикреплённую к дереву. Чалится в районе доски. Выход на берег неудобный. Перед порогом возможно встать на ночь на обоих берегах, но стоять будет некомфортно: сложности с ровными площадками под палатку, заболочено, высокая трава, не продуваемое место, дефицит дров, выгрузка — загрузка осложняется невысокими, но отвесно уходящими в воду (глубоко!) торфяными берегами.

1 ступень. Очень простая, полноводная, с редкими подводными и надводными камнями, шивера шириной 50 м на входе. Скорость течения около 8 км/ч. Длина ступени 250 м.

2 ступень. Ширина реки увеличивается до 70 метров, но уклон заметно возрастает и скорость течения достигает 15 км/ч. Глубина падает. Надводных и подводных камней становится больше. Появляются скальные островки и обширная каменная мель. В их районах сливы до 0.5 м, прямые стоячие валы до 0.7 м, короткие проносные бочки. Через 250 м ширина реки равняется уже 100 м, скорость течения незначительно замедляется. Ступень завершается водопадом (падун) высотой до 2 метров. 3 проходимых (в нашу воду) слива. В более низкую воду проходимым остаётся, видимо лишь центральный, технически самый сложный. Заход во все три слива с воды просматривается очень плохо. Обнос падуна по левому берегу, 25 метров.

3 ступень. Река сужается до 40 м и уходит плавной дугой влево мощным, но чистым быстротоком. Длина участка 100 м. На выходе ширина русла возрастает до 60 м. Выход из ступени запирают прямые стоячие валы до 0.5 м.

4 ступень. 100-метровая сильная шивера, обильная подводными и надводными камнями. Проход основными сливами. Линия движения сложная.

 

Порог Валойне.

После порога Кенякоски в небольшом скальном каньоне начинается порог Валойне, который можно даже посчитать продолжением Кенякоски. Это несложный порог с прямой струей. Просмотр не обязателен. Сразу после порога обширный разлив.

1,5 (83) км ПОРОГ МАЛЫЙ ВАЛОЙНЕ, 2 к.с.

Ориентиры: ЛЭП, шум воды, резкое сужение русла. Несложный 30-метровой длинны быстроток в сужении русла. Один ярко выраженный центральный пологий слив. Слив замыкают пирамидообразные стоячие валы. Первый около 1 м. Осмотр по левому берегу. На правом береге ниже порога место для стоянки. Удобная чалка. Маленькая уютная площадка под костёр. Мест под палатки много, но приходится подниматься по довольно крутому берегу метров на 10. Изобилие дров.

 

Порог Сарикоски-1.

Этот порог расположен в 500 м после Валойне. Пройдя мимо острова с деревом, после сужения реки и поворота налево (сразу на повороте слева будет стоянка в еловом лесу), вы увидите впереди ЛЭП, под ней и начинается порог. Просматривать его нет необходимости. Это всего лишь серия высоких валов, без бочек. Порог прямой, длинной около 80 метров.

0,5 (83,5) км ПОРОГ САРИКОСКИ, 2 к.с.

Длина 50 м. Ориентир: остров, река разбивается на 2 рукава. Проходим левым. Осмотр по левому берегу. Входной, легко читаемый с воды пологий слив высотой 0.5 м, далее простая шивера со стоячими валами до 0.8 м.

 

Порог Сарикоски-2.

Находится после небольшого плеса, похожего на озеро, слева от острова. Справа от острова течет мелкая струя шириной до 10 метров. В пороге предпочтительная линия движения: вход чуть правее центра, потом перед грядой камней резкий маневр влево, почти впритирку к гряде, затем плавный трек вправо. Здесь можно хорошо потренироваться на каяке. Порог короткий — 100 метров, просмотр желателен при низкой воде. На острове справа две стоянки.

 

Порог Кумио.

Его также называют «Кривой» или «Длинный». Категория сложности у него вторая, при низкой воде первая. Просмотр желателен. В пороге при большой воде есть две бочки — обе проносные, но достаточно сильные чтобы перевернуть байдарку или каяк. Этот порог очень живописен, по берегам тянутся пологие каменные лбы, уходящие в воду. Этот порог также хорошо подходит для тренировок — жесткая струя, валы четко выражены, большие улова, удобные условия страховки с берега и с воды. Порог состоит из двух частей, вдоль первой части тянется просторное улово слева, а перед началом второй есть хорошее улово справа. После порога большой разлив, на левом берегу (прямо по ходу при выходе из порога) хорошая стоянка.

2 (85,5) км ПОРОГ КУМИО 1-2кс

Ориентиры: за 200 м до порога река поворачивает вправо и упирается в скальные выходы, разливаясь плесом. Порог в 2 ступени общей длиной 300 м. 1 ступень. Широкий 35 м, чистый, глубокий стометровой длины быстроток плавно поворачивает налево и в конце сжимается скальными выходами по обоим берегам до 12 м. Во всю ширину мощный пологий чистый слив высотой чуть более полуметра, который завершается V — образной жёсткой бочкой (ширина 4 м). Бочка — начало 2 ступени. За бочкой прямой участок сильной струи с валами в 0.8 м (слева две суводи, разделённые скальной грядой). Через 40 м река уходит влево (прижим к правому берегу, косой отбойный вал высотой не менее 0.8 м), после косого вала и короткой косой проносной бочки 100 м хаотическое волнение в скальном желобе шириной 18 м, после этого — повышение дна, разбивающее струю на две, расширение русла, разбой струй.

 

Ниже на реке 11 км тягомотного плеса. Течения практически нет. Берега одеты смешанным лесом, мест для стоянки мало. Природа принимает более южный облик, чем до того на маршруте, «карельские ландшафты» уступают место типичному облику южной тайги.

 

Шивера Соддер.

Расположена перед деревней Соддер под автомобильным мостом. Просматривать не надо. Где-то ближе к середине реки в 20 метрах после моста на небольшой глубине лежит какая-то железяка, которая уже не первой группе при низкой воде пропорола судно.

10,5 (96) км Очень простой 300-метровый ПОРОГ. Начинается перед железнодорожным мостом. Идём порог на нулевой скорости, лениво и изредка поправляя суда. Конец порога — начало деревни Улялега (левый берег, несколько домов старой постройки).

 

Через 0,5 км начинается поселок Соддер (бывший поселок сплавщиков), который тянется по обоим берегам до Шотозера. В поселке препятствие — наплавной мост. В 300 м за мостом справа впадает приток. На его правом берегу в 100 м вверх по течению есть магазин, почта, столовая. В 2 км ниже устья притока Шуя впадает в Шотозеро.

0,5 (96,5) км Посёлок Соддер (дома по обоим берегам). Перед посёлком ЛЭП.

1 (97,5) км Наплавной мост.

 

0,5 (98) км Левый приток.

 

1,5 (99,5) км Оз.Шотозеро. Перед входом в р.Шую по восточному побережью озера вытянулся посёлок Салменица. Несколько домов стоят на левом берегу Шуи, в глубине соснового бора.

 

Расписание поездов Новые Пески – Суоярви 15:39-16:29(все дни, Петрозаводск-Москва ок.1200р/место в купе) и 21:49-22:47 (только Пн,Ср,Пт, Петрозаводск-Костомукша, 500р-сидячий, 700р-плацкарт).

 

Лист 5

 

Дальше путь лежит через Шотозеро (длина 17 км и ширина до 8 км). Выход Шуи находится на юго-восточном берегу озера, ориентиром может служить самый высокий видимый холм. Надо держать курс на его левый склон. Хорошо заметен поселок Салменица у подножия холма. Река выходит из озера левее поселка. На левом берегу большой песчаный пляж. После Шотозера Шуя спокойно течет в живописных лесистых берегах (7 км). При впадении в Вагатозеро, сразу за мостом, порог Нижне-Салминский, длиной 100 м (без осмотра). Здесь же деревня Нижняя Салма.

 

13,5(113) км Поселок Сальменица

 

4 (117) км Бетонный автомобильный мост. Перед мостом начинается очень простой 100-метровый ПОРОГ, заканчивающийся за мостом, б/к. Проход ярко выраженными основными сливами.

 

Пройдя порог Нижне-Салминский, вы одновременно окажетесь у берега озера Вагатозеро, и у деревни Нижняя Салма. Переход через озеро к истоку Шуи, который находится на противоположном берегу, займет около часа-полутора, если вы идете на байдарках. На мысу слева от истока Шуи есть неплохие стоянки.

0,5(117,5) км Оз. Вагатозеро. Протока между озёрами имеет низкий левый берег и высокий правый.

 

6 (123,5) км Выход из Вагатозера.

 

Лист 6

 

Через несколько км от Вагатозера начинаются шиверы, которые с перерывами тянутся почти до деревни Киндасово. Перед первой шиверой на правом берегу плохо заметная изба. На шиверах надо держаться главной струи. Много мелкосидящих камней, но они не опасны из-за слабого течения.

4,5 (128) км Очень простой ПОРОГ, б/к. 100м быстротока, увеличение уклона на глаз почти незаметно. В описаниях такие места обычно называют “перекатами”. Ярко выраженных ориентиров нет.

2,5 (130,5) км Простой ПОРОГ. 200-метровая шивера, б/к. Хорошо просматривается с воды. Проход основными сливами под правым берегом. Линия движения простая. Ярко выраженных ориентиров нет.

 

2 (132,5) км ШИВЕРА длиной в 1,5км 2 к.с. Уклон небольшой. Скорость течения постоянно меняется, т.к. на этом участке реки несколько островков. Наиболее глубокие рукава легко распознаются. Обилие подводных и надводных камней, но лавирование сложности не представляет. Множественные варианты прохода. На последних 500 метрах валы до 0,4м. Ярко выраженных ориентиров нет, но шивера расположена на прямом участке реки и хорошо видна издали.

 

В деревне Киндасово под автомобильным мостом расположена простая шивера. При проходе следует опасаться останков старого деревянного моста, который был разрушен после строительства нового.

1,5 (134) км ПОРОГ КИНДАСОВСКИЙ. Очень простой порог (незначительный уклон, быстроток, камней нет). Длина 100м. Над порогом высокий деревянный автомобильный мост. Проход любым пролетом, если по основной струе, то правым. По обоим берегам порога деревня Киндасово.

 

2,5(136,5) км Крупный правый приток, р. Святрека. В устье дачный поселок.

 

Спустя 5 км от деревни Киндасово, в месте сужения реки, встретится еще одна простая шивера. Слева живописная стоянка. Проходится по струе, ближе к берегу можно сесть на мель. Длина 50 метров. После шиверы большой разлив.

 

Лист 7

 

Спустя 5 км от деревни Киндасово, в месте сужения реки, встретится еще одна простая шивера. Слева живописная стоянка. Проходится по струе, ближе к берегу можно сесть на мель. Длина 50 метров. После шиверы большой разлив.

 

Порог Площадка.

Другие названия — «Хабаковский», «Вышки». Категория сложности первая, весной — вторая. Это будет первый порог после того, как вы увидите высокие металлические мачты на горизонте, — это системы ПВО, которые на карте обозначены как нежилая деревня «Площадка». После того как вы их первый раз заметите, до порога будет как минимум полчаса гребли. Иногда этот порог следует просмотреть (лучше с правого берега), если в вашей команде новички, но это лишь для того, чтобы не налететь на камень, одиноко торчащий из воды посреди порога за поворотом. По весне камень залит. Порог легко читается с воды, достаточно длинный (600 метров), с небольшим прижимом вправо ближе к концу порога.

5,5 (142) км ПОРОГ ХААБАКОСКИ. Очень простой порог. Невысокий водоскат длинной 30м. Ниже порога озерообразное расширение русла, острова. Место очень живописное.

 

Стоянка

Удобную стоянку можно найти сразу перед порогом, на правом берегу за 200 метров до начала. Характер леса лиственный, дров немного, места на 3-4 палатки. Костровища. Находится на небольшом возвышении, есть спуск для байдарок. Хорошо обдувается. До следующей стоянки 1.5 км.

 

Порог Кутижимский.

Категория сложности первая, весной в период паводка вторая. Перед порогом слева приток — река Кутижма. Просмотр не нужен, к тому же неудобен. Порог представляет из себя серию валов, в паводок до 1 метра высотой. Длина порога около 300 метров. Он легко читается с воды, в конце порога слабый прижим вправо, за счет резкого (90 градусов) поворота, за этим следует язык из самых высоких валов. В период спада воды внешность препятствий меняется: валы низкие, русло местами мелкое, струя слабая, это характерно почти для всех порогов Шуи. После порога широкий разлив. Порог также заслуженно называют «Кутижимской шиверой».

5,5 (147,5) км ПОРОГ КУТИЖИМСКИЙ. Ориентиры: резкое повышение берегов, сужение русла, на левом берегу лодочный причал. Осмотр по левому или правому берегу.Чалимся на осмотр к левому берегу. Несложный порог длиной 600м. S-образная стремнина, ярко выраженная основная струя, в середине (второй поворот) невысокие валы, легко проходимые, или обходимые справа.

 

Через 100м слева впадает р. Кутижма.

 

Стоянка

Находится на левом берегу, в 500 м ниже порога.

 

0,5 (148) км Б/к 30-метровый очень простой ПОРОГ. Невысокий водослив с двумя подводными, обходимыми основной струёй камнями. Ориентиры: ниже порога хорошо заметный с воды островок.Идём сходу, не меняя порядок движения.

 

1,5 (149,5) км ШИВЕРА, б/к, длина 200м. Камни сосредоточены по центру и под левым берегом. Под правым берегом чистый проход. Ярко выраженных ориентиров нет. Шивера начинается после левого поворота реки. Шум воды слышен до поворота. Проход легко читается с воды. Идем, не меняя порядок движения.

 

Порог Питкякоски.

Этот порог называют также «Кривой», «Юманишки», «Длинный». Категория сложности вторая. Находится в 20 минутах гребли от порога «Площадка». Длина порога около 1200-1500 метров. Левый берег высокий до 20 метров поросший соснами, правый лиственный густой. Перед началом порога справа поляна, здесь возможен подъезд на машине. Просмотр порога не обязателен, да и не удобен в силу протяженности. Порог прост, легко читается с воды, не имеет сильных сливов. По весне, в период паводка, в есть 2-3 небольших проносных бочки. Ширина русла около 50 метров, повороты в пороге до 90 градусов, но прижимы слабые. После поворотов просторные улова, в середине порога есть одна чалка слева (небольшая поляна), дальше левый берег начинает возвышаться. Раньше здесь проводились соревнования по технике водного туризма. В осенний период, когда уровень воды спадает, валы уменьшаются, русло мелеет и порог становиться похожим на длинную шиверу. Через 20 минут гребли после небольшого плеса слышен грохот Большого Толли.

2 (151,5) км ПОРОГ ПИТКАКОСКИ. Длина 1,5км. Ярко выраженных ориентиров нет, но порог виден и слышен издали. Осмотр по левому берегу. Полуторакилометровая шивера с тремя поворотами русла. Вход в порог — пологий длинный водоскат через глубокую плиту, перегораживающую всю реку. В конце водоската валы не менее 0,8м. Идти можно через них, или оставляя их справа. Далее гряды камней и одиночные валуны до конца порога. За ними хорошо заметные с воды короткие проносные бочки. Через четыреста метров несколько прямых валов высотой до 0,5м. Далее порог существенно упрощается. Прохождение порога требует многократного пересечения струи, однако большие пространства для маневра делают траверс несложным

 

Порог Большой Толии.

Категория сложности вторая, весной в период паводка — третья. Расположен на окраине посёлка Матросы. Идеально подходит для катания и развлечений. Состоит из двух сильных сливов и одного слабого, все сливы ступенчатого вида. К концу лета пересыхает до неузнаваемости, но все равно остается проходимым. Общая длина 30 метров. Просмотр с левого берега, где есть обносная тропа и стоянка. После порога река разливается, это даёт возможность подходить к сливам снизу.

1,5 (153) км ПОРОГ БОЛЬШОЙ ТОЛЛИ.

От левого берега на 2/3 ширина реки уходит плавной дугой ( вершина направлена против течения) подводная плита. Через 50м всю реку перегораживает другая плита. У правого берега перед второй плитой вытянут вдоль берега скальный остров.

1 слив — узкая, непроходимая (забита камнями и бытовым мусором) протока между правым берегом и островом.

2 слив — Основной. Длинный, довольно пологий, широкий, но с перепадом высоты около 2м. За ним пенная яма, бочка, стоячий вал.

3 слив похож на 2, но менее мощный, более короткий и чуть круче.

4 слив у левого берега. Ёще более крутой, но перепад уровней не более 1м. Слив заканчивается короткой проносной бочкой и стоячим валом 0,6м. Вход в слив осложнен преодолением первой плиты. Общий перепад уровней в районе 4 слива также около 2-х метров.

Ориентир порога: на правом берегу хорошо видны издали первые строения пос. Матросы.

 

Стоянка

Характер леса лиственный, дров немного, места хватит на палаток пятнадцать. Два костровища. Есть спуск для байдарок. Хорошо обдувается. Находится на левом берегу порога, напротив деревни.

 

Порог Малый Толии.

Категория сложности первая. Представляет из себя жесткую, мощную, сосредоточенную в одном месте струю, длиной около 100 метров. Устроен так, что при увеличении количества воды теряет свою сложность. Основное препятствие — серия высоких валов вдоль правого берега. Когда уровень поднимается, валы сглаживаются и порог теряет свою привлекательность. Просмотр необязателен, удобен с правого берега, где деревня, а на левом можно ночевать, есть стоянка. С точки зрения катания абсолютно безопасен, так как имеет выносной характер и удобен для страховки.

 

Деревня Матросы

Есть несколько магазинов, медпункт, телефон. Расположена в 35 километрах от Петрозаводска. Автобус ходит каждый день с интервалом в 2 часа. Можно уехать на попутных машинах по Мурманскому шоссе.

 

Заброска 5тр (Авито) 8-921-017-43-43 Александр

Т/б Поляны +7-921-727-3662 atlosk@gmail.com Если вы едете со стороны Санкт-Петербурга, то после въезда в Карелию следите за километровыми столбами. Через 200 метров после километрового столба 406 будет поворот налево. Это и есть поворот на нашу турбазу. Там стоит указатель «Карьяла Парк». После съезда на грунтовку держитесь левее. Карьяла Парк останется справа и через 100 метров слева — наша турбаза.

Т/б Конди +7 (921) 220-10-69 +7(921) 452-34-55 kondykarelia@yandex.ru
Татьяна Павловна (50м за т/б Поляна)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *