Карелия: Суоёки и Южная Шуя 01-12.08.2022

Вообще-то мы изначально собирались на Кереть. Но выехав 1.08 на авто в 8:00 из дома и проехав 600 км, не доезжая 40 км до Лодейного Поля, пришлось вызывать эвакуатор. Сгорело сцепление. Причем выжимной диск, как выяснилось чуть позже в автосервисе этого славного города, раскололся в 4-х местах и пробил коробку передач. Масло вытекло. Сказать, что настроение у нас упало — это ничего не сказать. К тому же поход перестал быть бюджетным от слова совсем — ремонт обошелся в 72тр. 

Пока определили неисправность, пока заказывали запчасти из Питера и ремонтировали машину, нам пришлось коротать три дня в гостинице. В итоге лишь 4.08 с утра машину нам отдали отремотированной. Но ехать на Кереть уже не имело смысла, мы не укладывались по срокам, да и ехать почти 600 км на новой (точнее поставили б/у) коробке было боязно. А поскольку у меня «совершенно случайно» оказалась в наличии распечатанная и запаянная в п/э лоция по рекам Суоёки и Южной Шуе, а также был загружен в смартфон файл с POI порогов, стоянок и прочих, заслуживающих внимания мест, то решили ехать на Ю.Шую и по ним и идти.

Лоция

POI порогов, стоянок и тп

По срокам должны были уложиться.

Я специально выбрал верхний участок от истоков Суоёки, чтобы было время раскататься на несложных порожках этой реки перед более мощными порогами Шуи. Это добавило нам дополнительно 36 км маршрута и штук семь порогов, в том числе из них три 2кс. (Грива,  Рыжий и Медвежий).

Основная масса коммерческих групп начинает сплав от Хуатаварских шивер, от а/м моста через Шую. В чем мы в дальнейшем убедились. А на верхнем участке, до коммерции мы видели всего две группы — все шли на надувных двойках и видели один кат-2.

С погодой нам повезло. Если по приезду в Лодейку первые два дня непрерывно шел дождь, то на маршруте была всего одна гроза вечером 6.08, вскоре после начала перешедшая в мелкий дождик. А в дальнейшем были слабые тучки и солнечное небо. Причем гроза сбила жару и идти на кате по реке стало более комфортно и не так жарко.

Если 4 и 5 августа жарило солнце, то 6-го погода стала резко меняться уже с утра. Подул сильный ветер и идти по плесам на кате стало довольно напряжно. Особенно когда ветер дул «в морду». В такие моменты скорость падала до нуля. И средняя скорость за день в этот и следующий  падала до 2,5-3 км/час. В итоге мы прошли весь маршрут, порядка 80 км, за 5,5 дней.  Наверное было бы быстрее идти на нашем Викинге4.7, но проходить на нем пороги явно медленнее, чем на кате, из-за больших потерь времени на просмотры. А некоторые пороги пришлось бы обносить и в итоге скорость прохождения могла и не сильно увеличиться.

Всего по рекам Суоёки и Южная Шуя прошли по воде около 80 км. На авто проехали всего 1700 км.

Фото галерея

тынц…

А также в формате Гугл Фото

Дневник похода

4.08 Чт (прошли 5 км по реке)

В 10ч позвонили из автосервиса, сказали что машина готова, можно забирать.

Итак, забрав авто, мы решили ехать по запасному варианту на Южную Шую. От Лодейного Поля, где мы находились третий день, всего 160км до пос.Матросы. Лоция, распечатанная и заваренная в пленку у меня была.

Позвонил забросчику из Петрозаводска. Он сказал, что отвезет нас к истоку Суоёки сегодня вечером или завтра с утра.

Выехали в 12ч из Лодейки. Доехав до Пряжи, еще раз позвонил забросчику, он согласился отвезти нас сегодня из т/б Поляны.
В Поляны оставил машину на хранение.

Турбаза Поляны в Матросах. Ждем забросчика.

Пока ждали забросчика, глянул на Сойважпорог — ничем не примечательная шивера.
В 16:30 мы были у моста через Суоёки в уроч. Ёхкиля.

Быстро собрали кат, чему способствовало мошка и внезапно появившаяся возле нас легковушка, из которой вышли три бравых рыбака в тельняшках. Которые прошли мимо нас молча, как мимо мебели и затем перешли на мост ловить рыбу.

Мы ускорили сборку, покидали вещи в гермы и в чем были, в ходовых вещах, не переодевшись в сплавное, отчалили, сидя на рюкзаках. С намерением поставить упоры  чуть позже.

Через 500м вышли глянуть стоянку. Автомобильный подъезд и прямая видимость от моста — не понравилось, решили идти дальше.

А дальше сразу начиналась шивера-порожек «Устье», б/к. Идти её в ходовых вещах не хотелось, тк вальчики высотой 0.5м присутствовали. Но делать нечего пошли. Немного побрызгало, но не критично. Далее прошли еще пару шиверок и плесов. Стоянок не попадалось.
И лишь в 22ч мы наконец её нашли. Это был остров с охотничьим домиком, костровой мебелью и хорошим подходом к воде. К счастью домик был пуст и мы не долго думая поставили палатку, тент и приготовили ужин на газе в полной темноте.

5.08 Пт. (прошли 8 км по воде)

Первая стоянка перед пор.Грива(утро).

С утра установили упоры на кат и надувные сидушки от Одиссея. Также пришлось подкорректировать сборку рамы, чтобы поперечины не мешали грести. В итоге прособирались до 13ч и решили сразу пообедать. Вышли на воду только в 15ч, получилась полудневка.

Прошли пор. Грива. затем прошли заходную шиверу Рыжего и с моста осмотрели его 2ю ступень.

Основной поток идет по центру и далее хаотичное нагромождение камней. Тянет на 2кс. Прошли этот слив и затем застряли поперек потока на подводном камне. Попытки соскочить с помощью весел или в раскачку ни к чему не приводили, сидели плотно. Прыгать в воду не хотелось да и какой смысл, там глубоко. Просидев так минут 10, я перелез на баллон жены, который был ниже по течению, После чего сошли с камня. На Викинге мы бы тут точно кильнусь, поток довольно мощный.

После порога на левом берегу была отличная стоянка. Но была занята группой на трех надувастах двойках. Поэтому пошли дальше,

Прошли пор. Медвежий по осн. струе через две бочки, ничего не задев. Бочки легко пробиваются. Вскоре на плесе, на левом берегу обнаружили стоянку с оборудованным сиденьем вокруг кострища. С воды она не особо видна, тк поляна находилась ниже уровня берега. После ужина разжег костер и нагрели кан чаю, в том числе и для термоса на следующий день. Сидели долго, до 24ч, попивая чаек со сладостями и делясь впечатлениями от пройденных порогов.

6.08 Сб. (прошли 13 км по воде)

Встали в 8:00 вышли в 11ч. Если до этого дня погода была замечательная солнечная, то сегодня появились тучки и поднялся сильный ветер. Похоже, что как и обещал забросчик в сб вс будет дождь. Уже до обеда по плесам скорость резко упала из-за ветра. Прошли пороги Луки, Олененок — ничего примечательного не запомнилось. Долго не могли найти место для обеда — крутой берег и бурелом. Наконец, часов в 14 высадились в каком-то сухом болоте и прямо в метре от ката приготовили Суперсуп на газу. И сидя на баллонах как на диване отобедали. Затем был тяжелейший пилеж по широким плесам против ветра. Идешь как по озеру, средняя скорость 2.5-3км/час. Местами порывы ветра такие, что грести нет смысла, стоишь на месте. В таких случаях прижималась к берегу и пережидали. В итоге прошли за 6 ходовых часов всего 13 км.

Перед оз. Шуясалма справа высадились на огромную оборудованную пустую стоянку. Но она не понравилась автоподъездом. Переправились на противоположный берег. Тут была маленькая стоянка с пнями вокруг костровиша. Тут нас при высадке и накрыла гроза. Сильный ливень. Гром один раз шарахнул прямо над нами. Было аж страшно.

Под ливнем еле поставили тент и спряталась от дождя. Переоделись в сухое и китайские дождевики. Я свой сразу порвал.
Ливень быстро кончился и перешел в обычный дождь. Дрова все мокрые, Но у нас было взято 5 баллонов газа. Один баллон полный, кстати привезли домой. Приготовили ужин под тентом.

Третья стоянка, перед оз.Шуясалма. После грозы.

После дождя температура заметно понизилась. Мне спать пришлось в спальнике и двух флисках. Вика этим не страдала, у неё зимний толстый спальник.

7.08 Вс. (прошли 14 км по реке)

С утра термометр показывал 10°С. Встали в 7:30. Вышли в 10:40. Через 300м вошли в озеро и еще через 300м тут же справа из него вышли в реку. Я даже удивился, а река ли это. Проверил по навигатору — все верно.

Справа на берегу видны домики и лодки рыбаков. Один спросил нас не видели ли мы группу из 3х надувастов. Мы ответили что видели 2 дня назад.

Несмотря на дождливый прогноз, сегодня как и в последующие дни дождя не было. Хотя тучки ходили и расслабляться особо не давали. Дождевик и гидры мы держали на готове.

К часу дошли до Хуатаварских мостов. Тут согласно лоции начинается коммерческий сплав. И действительно, слева перед мостом стояла одна группа и судя по доносившимся запахам и дыму от костра — обедали. А вторая похоже собиралась. Видели штук 10-15 одинаковых спасжилетов на бревне.

В районе жд моста в 500м впереди на воде маячила еще группа из двух катов шестерок. Мы их почти было догнали после моста, но решили встать на обед. И пока пообедали, и дошли до стоянки после Цапфовского, больше их не видели. Сам порог немного взбодрил, после пилежки по плесам.

Ветер хоть и поутих немного, но продолжал доставать. Река широкая как озеро, течение отсутствует и только на шиверах и порогах дает немного отдохнуть от монотонной гребли. Раньше в походах мы никогда не натирали мозолей, а тут пришлось клеить лейкопластырь и пользоваться перчатками.

Прошли Цапфовский и через 1км высадились на мини стоянку на маленьком острове посреди реки. Можно поставить всего 1-2 палатки. Но место очень живописное, на правом берегу был виден и хорошо слышен приток. Да и время было уже 19ч.

 

Мимо нас прошла группа: кат-6 , все в упорах, кат-2 и 8-10-местный рафт с детьми и мотором, тянувший за собой кат-4. Поздоровались. Больше мы их не видели.

Вечером нас ждала небольшая засада со связью. Вика хотела дать смс-ку сыну, что все норм., но Мегафон сожрал все деньги и обнулил баланс. А сигнал билайна был на нуле. За неделю перед походом, специально купил в салоне Мегафона новую симку с каким-то пенсионерским тарифом за 225р. Продавец уверял, что на месяц нечастых разговоров мне её должно хватить. Но я решил подстраховаться и пополнил еще на 300р. И вот те раз…
Надо будет на будущее разобраться с тарифами Мегафона, тк в Карелии они с МТС вне конкуренции. Билайн там плохо работает.

8.08 Пн. (прошли 20 км по воде + обвоз плотины на джипе)

Утром встал пораньше, поснимал красивый туман над рекой.

Четвертая стоянка, после пор.Цапфовский. На мини-острове. Утро. Туман.

Несмотря на отсутствие дров на острове, собрал щепок и приготовили завтрак и чай для термоса на костре.


Вышли в 10:30. Судя по лоции через 5км должен быть пор. Сизовский, 2кс. Поэтому когда через 20 мин. мы услышали шум воды и увидели за правым поворотом некое бурление воды, то я сначала подумал, что это обычная шивера и хотел было идти без просмотра, сидя на рюкзаках. Вика сказала, давай хоть пересядем в упоры. Потом, увидев на берегу группу и мальчика побежавшего к порогу с фотиком, я решил все-таки сделать просмотр. Это был Сизовский.

Идти решили в основной язык слива и дальше прямо, в конце отгребаясь от прижима справа в конце.
Тут как раз вышел разгруженный кат-4. Посмотрели их проход. Они как-то странно перешли с левого берега на правый и только потом пошли по намеченной нами линии. Прошли чисто.

Мы не стали так делать и сразу от левого берега по дуге пошли в слив. Это была ошибка, тк немного не догребли и оказались в языке слива не по центру, а слева от него моим баллоном. Да еще и под углом вправо на струю. Слева от слива была достаточно мощная бочка. Поэтому мне не хотелось цеплять её под углом. Что делать? Табанить — нельзя, теряется скорость. В итоге сделал отлом кормы и вошли прямо моим левым баллоном в бочку, а правый оставался на струе. Я ухнул в пену, чуть не вылетел из упоров. Кат резко накренился влево, думал сейчас положит. Но он вернулся на ровный киль, а потом произошло нечто необъяснимое: нас перебросило через струю в правое улово, а там естественно развернуло кормой вперед. Далее спокойно развернули кат и прошли прижим, отгребаясь от него справа.

Где-то через полчаса подошли к пор. Островной. Осмотрели, наметили линию движения и четко по ней прошли. Но было немного страшновато, после потери контроля в Сизовском.

пор.Островной
пор.Островной

Далее предстоял длинный 13км плес до плотины Игнойльской ГЭС с вмодувиндом. Потому решили где-то через 1.5км отдохнуть и пообедать на стрелке с правым притоком Кушкимус. Место очень живописное, огромные плоские камни как на Ладоге, на которых и расположились. Сварили супчик и плотно поели бутерами.

Кстати, наверху над камнями на берегу есть стоянка. С воды она не видна. А на противоположном берегу рыбацкие домики.

Плес до ГЭС прошли за 2.5-3 часа. Где-то за 1км до плотины на камне посреди реки висит табличка про то, что на правом берегу стоит дом, в котором живет перевозчик за 500р. Она нам очень помогла. Потому что подход к плотине завален полностью бревнами под пешеходным мостом за 200м до неё. И обнос теперь около 800м-1км. Я еле успел перехватить забросчика, тк он собирался уезжать в город. Он помог нам подтащить вещи, погрузиться на прицеп и после выгрузить за плотиной.

На дороге объезда стоит бесплатный таксофон. Можно звонить в любую точку РФ. Жена позвонила сыну домой на сотовый и сказала что у нас все нормально.

Через 1-1.5 км или около того, начинается входная километровая шивера перед падуном Кеняйкоски. Где-то за 500м до таблички о погибшим на пороге туристе-воднике есть стоянка на правом берегу. Мы подошли к табличке в 18:40. Пока осмотрели порог и наметили линию движения по шивере, прошел ровно час. Жена сразу категорически отказалась от прохождения падуна. Прошли шиверу точно по намеченной траектории и зачалились слева в 30 метрах от 2й ступени. Пока выгрузили вещи и отнесли их на стоянку, было уже 20ч. Кат оставили на берегу, прочно привязав челкой к березе. Я в тайне надеялся что с утра мы его пройдем.

Но вообще, после чтения таких рассказов про Кеняйкоски (см. абзац «Воспоминания»), желание проходить этот порог, может у любого поубавиться.

Стоянок на левом берегу над порогом много. Все пустые. Мы выбрали самую лучшую со столом и сиденьями вокруг костра. Но лес густой, темный — смешанный с преобладанием хвойных. Шум порога хорошо слышен, тк до него по прямой метров 50-70.
Вечером не стал разжигать костер для еды, сделали ужин на газу, тк здорово устали за этот день. В 22ч стало темно. После ужина разжег костер для чая:

Ужин на Падуне

9.08 Вт. (прошли 18 км по воде + 130 км на авто)

С утра над порогом и рекой поснимал туман, как и в предыдущий день.

По традиции не стал рубить дрова, хотя топор и пила у нас были, а прошелся по округе и набрал охапку сосновых сучков. Вскипятить кан для мюслей со сгущенкой и кофе, и для термоса нам хватило. Осталось даже для подсушить сплавные кроссовки и неопреновые носки.

После завтрака перенесли пустой кат к каркасу бани, в улово сразу за сливом. Глянули выходную шивера для профилактики и пошли дальше.
Через 1.5км прошли пор. Малый Валойне, 2кс. Совсем никак не впечатлил после Падуна.

Затем 500м и порог Сарикоски, 2кс. Тут нас встретила шикарная стоянка с баней, качелями и табличками городов от побывавших здесь туристов. От затушенного костра еще шел дымок. Мы видели снявшуюся перед нами группу на катах.

Неожиданно появился Билайн. И продолжался до середины плеса, тянущегося до Соддера. Я позвонил забросчику, чтобы он нас забрал сегодня в Соддере.

Сам порог Сарикоски решили пройти под левым берегом вплотную к заходному бульнику, обойдя его справа. И дальше по прямой. Так и получилось.

Через 2км порог Кумио 1-2кс, последний перед Соддером. Прошли его по главной струе и в конце ближе к прижиму справа. Ничего сложного.
Затем 11км плеса прошли часа за три.

Хотел было антистапелиться под мостом на дороге соединяющей Новые Пески и Соддер, о чем сообщил забросчику заранее, с середины плеса. Но когда подошли к мосту (там кстати удобная полянка для разборки судов) связь пропала. Пришлось пилить еще 2км до магазина в Соддере. Там опять связь появилась и я позвонил Александру, сообщил о новой точке выброски. Надо было у магазина и делать антистапель. А мы пошли дальше по притоку к автомобильному мосту, еще 500-700м. Это была ошибка — во первых очень грязно, место для антистапеля не очень годится, его очень мало. Но самое главное там опять не было Билайна, о чем мы узнали когда собрали кат и вещи, и я попытался позвонить забросчику, тк его все не было. Пришлось мне тащится к магазину и звонить оттуда. Пока звонил, он по закону подлости подъехал к мосту.

Деревня какая-то глухая, ни одного живого человека не видели, кроме продавщицы. Или они все попрятались при виде нас.
Закидали вещи и через 1.5часа нас довезли до тб Поляны. Расплатились. Забросчик откланялся.

Вечерело, солнце село, короче темнело. Забрал машину со стоянки. Перегнал на 100м в лес и поставил палатку, пока жена готовила ужин на газу.

т/б Поляны (последняя ночевка на р.Шуя). Утро след. дня.

10.08 Ср. (покатушки на Б.Толли и 160 км на авто до Лодейного поля)

Решили напоследок съездить на Б.Толли. Собрал Билюту, покатались под порогом. Попрыгали в бочку правого крайнего слива. Она говорят держит ребенка. Вику немного подержала, 3-4 секунды, после того как она хорошо поддула спасжилет. Меня нет.
Наблюдали прохождение порога комерсами на рафтах и туристами с левого берега (они там стояли лагерем) на Викинге4,7, Билюте без деки и даже самосплавом.

За качество видео извиняюсь, надо было включить экшн-камеру, а я понадеялся на старую мыльницу:


Ночевать отправились в Лодейку — все тот же отель «Свирь» на ул.Ленина, 47.

11.08 Чт. (проехали 400 км на авто до Окуловки)

Можно было доехать до дома за один присест 800км. Но решили разбить дорогу пополам. Сначала подумалось об экскурсии в Великом Новгороде. Но когда стал просматривать Яндекс.Карты вечером, обнаружил там в 22 часа пробки в центре. Тогда решили отправиться на Слаломный Канал в Окуловку. До неё как раз было 400км.

Приехали на канал где-то часа в 2 дня. Вода еще была большая, но тренировок спортсменов уже не было. Только на верхнем участке разминались начинающие.

Как нам сказали воду включат с 9 до 12-13 завтра. Тогда и приходите смотреть.
Так и сделали. Заночевали в гостинице Фрегат в соседней деревне, тк в самой Окуловке было все занято слаломистами и Ко.

12.08 Пт. (проехали 400 км на авто до дома)

К 9 часам приехали опять на канал. А тут тренировки уже в полном разгаре! Интересно было посмотреть и поснимать видео, особенно на нижнем участке, где самые пороги. Но видео выкладывать не буду — оч.низкое качество дает мыльница. Лучше бы уж на смартфон поснимал или на экшн-камеру.

Часов в 11 отправились в Москву. По платой дороге Москва-Санкт-Петербург быстро доехали до дома.

Выводы, рекомендации

Хороший маршрут 2кс, с легко обносимым элементом 3+ (Кеняйкоски). Но пилеж на кате по широченным плесам с ветродуем довольно сильно напрягает. Возможно будет попроще на плесах (но сложнее на порогах) на относительно быстроходной байдарке-двойке типа Викинг4,7 или Шуя-2, или КНБ одиночке типа «Лена» от ФМК. А на чиста надувных судах типа Каньон-Спорт, Экстрим и тп будет также тяжеловато идти против ветра.

На Сизовском я бы сделал дневку, и покатушки, но при нас стоянки на нем были заняты, да и время поджимало. Также можно было бы и на Сарикоски. Там шикарная стоянка с баней. Но скорее всего через неё будет проходной двор с осмотром порога.

Если вы на машине, и есть каяк или пакрафт, то рекомендуется к посещению Б.Толли.

Для тех кто сильно торопится, маршрут в режиме 2-3-х дневного ПВД можно начинать от а/м моста Хуатаварских шивер, либо еще ниже — от плотины ГЭС. Тогда до Соддера останется 42 и 35 км соответственно. А можно от плотины пройти 90 км до Б.Толли, встать на поляне левого берега и устроить дневку. Вероятно она будет занята, но место для небольшой группы скорее всего найдется.

В компании Альта-Мир перед походом заказал двое защитных штанов, с вшитыми пенками над и под коленями и сзади. Как оказалось — очень удобная штука. Сохнут мгновенно, сидушки не нужны и на коленях стоять мягко, в жару — терпимо, в холод (утром +10С) — тепло. Мы в них ходили целый день и по лагерю и на сплаве. я так  в них даже в авто забросчика ехал обратно на т/б Поляны. В общем от нас Альта-Миру объявляется благодарность!

Спасибо, что дочитали!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *