Участники: Вика, Валера.
Лодки — Каньон Спорт.
За основу взята лоция Игоря Никитина с сайта ganso.ru с моими комментариями.
Сплавной участок от оз.Сумозеро до пос.Сумпосад:
Протяженность — 52 км.
Падение уровня воды — 78 м (1.7 м/км).
Крупных озёр — нет.
Порогов 3 к.с. — 2 шт. (?)
Порогов 4 к.с. — 1 шт.
Мест аварийных сходов — 3 (п.Хвойный, п.Лапино, оз.Пустовское).
Количество стоянок — мало. Около 5-6 штук.
Выход в море — у нас не было, но возможен. Например влево до Вирмы, после впадения реки в море.
Пригодна для сплава — май — август.
Уровень воды у нас был высокий, по словам Игоря, тк несколько дней до нашего приезда шли дожди.
Видео
Немного предыстории
Для нас эта река стала первой категорийной на одиночках после длительного перерыва. В прошлом году мы прошли Южную Шую на катамаране двойке. Но это другой опыт и к прохождению на каяках имеет мало отношения. А на байдарке последний раз мы были на Ваме-Водле в далеком 1987 г. Поэтому для нас сплав по Суме на Каньон Спортах был можно сказать первым таким опытом.
Изначально собирались на простую карельскую реку типа Суна или Кузема. На Суну даже договорился с забросчиком из Гирваса. Но за месяц сломалась машина и я ему позвонил и отказался. Взяли жд билеты до Кеми и обратно. По нормальным ценам уже не было, пришлось брать дорогие. Договорились с забросчиком из Кеми на Кузему. Но в последний момент удалось починить машину. Оказалось, что после поездки на Беспуту, выезжая с реки я задел глушителем камень. Но проявилось это не сразу, а когда проявилось в полной мере, то были заменены соответствующие детали. Тогда вернулись к идее поехать-таки на авто и сэкономить 20 тыс.руб. на билетах. К этому моменту, как-то зайдя на Авито увидел объявление забросчика из Поньгомы, который предлагал свои услуги по уезду с берега Белого моря, от губы Домашняя на станцию Кузема. Списался с ним. Оказалось, что это был Игорь Никитин с сайта ganso.ru Он отсоветовал ехать на Кузуму ввиду низкого на тот момент уровня воды на ней. Посоветовал Суму. И дал контакты местного недорогого забросчика из Сумпосада. Так, в итоге, мы оказались на речке Сума.
26 июля
Забрасывались на своей авто до Сумпосада. Далее местный на жигулях за 3тр.
Выехали из Москвы по Ленинградке (бесплатной, М10), решил сэкономить самый дорогой платный участок до Солнечногорска. Попали в три пробки из-за ремонтов трассы и двух мостов. Потеряли + минут 40-60. Далее поехал по платной М11 до Твери и далее по М11 почти до Вел.Новгорода. Затем около 100 км перегон до трассы Кола (СПб-Мурманск).
Выехали их Москвы на своей авто в 7:00 утра. По дороге заехали в музей-крепость на Новой Ладоге.
Заночевали в том же недорогом отеле Свирь в Лодейном Поле, что и год назад.
Очень понравилась новая набережная в Лодейке, сделанная в виде широкой дорожки из дерева, висящей над берегом реки Свирь, длиной метров 500-700.
27 июля
Дождя не было весь день.
С утра пораньше по трассе Кола доехали до Белозерска. С непривычки Кола сильно напрягает своей однополосностью и необходимостью постоянного обгона фур. Плюс ещё камер понавтыкали. Особенно не понравился кондопожский р-н.
Выехали из отеля в 8:00. От Беломорска до Сумпоспда 40 км идет грейдер, асфальта нет. Скорость не выше 60 км/ч. Есть опасность прилета камней в лобовое стекло из под колес встречных авто, несущихся на большой скорости.
На этом участке видели много машин, стоящих «на обочине», люди из которых приезжают собирать морошку.
Часов в 15:00 приехали в Сумпосад, где нас ждал местный житель на жигулях. Он нас забросил на Сумозеро. Нашу машину предложил поставить у него на участке. Лучше бы я этого не делал, но об этом напишу позже. За час с небольшим добрались до озера на стапель-6 (схема ниже).
Стояла жара. Озеро было гладким как зеркало. Пока стапелились, пару раз искупались. Вода прохладная, но терпимо.
28 июля
С утра солнце, ветра нет. Жарко. К обеду поднялся лёгкий ветерок в спину, появилась небольшая волна. Вечером короткие моросящие дождики.
Мы стартовали на стапеле-6 (см.схему-карту ниже), на 5-6 км выше стапеля-7, от которого Игорь ведет 0-отсчет.
Далее в кавычках «курсивом» — текст лоции Игоря, без кавычек и без курсива — мои комментарии.
Первая цифра — километраж от Пулозера, вторая от Сумозера (от стапеля №7).
«31/0 км
Перед выходом из Сумозера есть стоянка на острове. Еще в 1,5 км вправо в разливе хорошая стоянка к которой есть подъезд. Отличное место для стапеля при сплаве от п.Хвойный.»
Мы запутались в островах за пару км до выхода из Сумозера. Накрутили лишние 1-1,5 км. И это с навигатором. Встреченная нами позже группа из Питера (мужчина и женщина на Хатанге-3), по их словам шедшие без навигатора по карте, также заблудились на озере и их вывели к истоку Сумы рыбаки.
«Гаражи на правом берегу перед п.Хвойный. Далее справа остров. За островом первый поворот направо – там Хвойный. Через 700 метров мост, а еще через 300 метров первый порог.»
Гаражей не заметили, а вот одноэтажные деревянные дома были до небольшого порожка б.к. на правом повороте, сразу в русле Сумы после озера и после него.
34/3
«Порог Хвойный (3 к.с.). Длина 500 м. Стремительное течение, валы около 0,7 м. Русло петляет вправо – влево. Есть и обливники и бочки, но течение настолько сильное, что не успеваешь принять решение о маневре. На выходе из порога большой обливник, который нельзя не заметить. Осмотреть порог не представляется возможным из-за высоких заросших берегов и построек местных жителей. Затем разлив, река поворачивает направо. И через 500 метров порог Веттаха.»
Течение да, быстрое, река петляет, но не настолько, что нельзя было зайти в пару уловов по ходу порога. Чем мы и воспользовались. Последний обливник заметил, обошел слева. Вика шла справа, уйти влево от обливняка не успела, ее развернуло лагом, но прошла без киля. Спорт — лодка отличная, многое прощает.
После порога большой разлив с островом, надо сразу уходить направо. Мы же пошли прямо, по течению и сделали петлю вокруг острова, лишний километр.
За пророгом с воды хорошо видна вышка сотовой связи в поселке Хвойный. Но попытки отправить родне смс мегафоном не увенчались успехом.
«Порог Веттаха (2+ к.с.). Длина 400 м. Похож на предыдущий, но петляния русла более крутые Течение очень быстрое. Все препятствия проходимы.»
Порог понравился, динамичный, быстрое течение. Прошли тоже далеко не идеально, но без килей.
«Через 800 метров после порога хорошая стоянка на правом берегу (на самом деле это остров).»
На ней мы и заночевали. Отличная стоянка, удобные сиденья из пней и бревен. Наловили на удочку на хлеб полкана небольших плотвичек и пару окуньков. Сделали уху.
29 июля
Переменная облачность. Дождя не было. Тепло, 23-25С.
«Еще через 300 метров несложный порог. Длина 30 метров. Быстроток. Идти по центру.
39/8
На правом повороте шивера. Длина 30 м. Через 500 м, на выходе из разлива два одинаковых острова. Выход за левым. Еще через 300 м перекресток — идти налево.
41/10
На выходе из разлива остров. Обходить слева — там простая шивера. Если обходить справа – там тоже шивера, но все русло перегородило упавшее дерево.
42/11
Порог на левом повороте реки. Длина 50 м. На входе справа на маленьком островке с тремя деревьями. К нему прибило кучу деревьев. За ними правая сторона порога не проходима – камни в русле. Основной поток идет по левой стороне русла. Русло чистое. Быстроток. Идти по центру. Это начало порога Тайбола. Длина 150 м. Быстроток. Так же проходима левая сторона русла, где основной поток. На входе бочка. Можно обойти с обоих сторон. Дальше еше несколько маленьких бочек. Но скорость потока позволяет маневрировать.
Через 300 метров небольшой быстроток в сужении русла на выходе из разлива. Затем в очередном разливе левый поворот реки и порог Пурья.
Длина 100 м. Быстрое течение с валами. Линия движения очевидна.»
Тут все соответствует описанию. Пороги Тайбола и Пурья короткие, линия прохождения очевидна. Не выше 1кс.
«43/12
Через 300 метров на выходе из разлива в сужении русла шивера, длиной 100 м. Река петляет вправо – влево. В конце шиверы обливник. Скорость течения позволяет маневрировать. Через 100 метров на правом повороте быстроток. Дальше разлив, река поворачивает налево. По центру разлива остров.
44/13
Порог Палупаликса. Длина 1,5 км. После правого и перед левым поворотом реки. Слева есть чалка и тропа для осмотра. Сначала медленна шивера, затем плес и вторая часть порога, в которой скорость потока увеличивается, появляются валы, русло поворачивает налево. Есть пара обливников на левом повороте, но они у левого берега. Идти по центру. После порога разлив с островком в центре. Пороги Палакса и Остриха не обнаружены.»
Перед порогом Полупаликса высадились в густую траву на левом берегу. Тропа осмотра еле читается. Прошли по ней 300-400 м, но быстро вернулись ввиду бесполезности занятия, разве что ноги размять. Тропа идет в густом лесу на высоте 5-6 метров над водой, за деревьями и кустами порог видно плохо, но понятно, что ничего серьезного в пороге нет, кроме быстротока.
После прохождения вторая часть не показалась быстрее первой, скорее наоборот. К этому моменту уже освоились, успевали видеть и обходить обливняки и бочки.
«47/16
Порог Мельничный. Быстроток на выходе из разлива, на правом повороте. Длина 100 м. В центре порога лежат камни. Поток делится на два, огибая эти камни и за ними опять сливается в один. Рядом с камнями пара обливников. Лучше проходить правее. Русло широкое. Скорость потока средняя. Сразу за порогом видны жилые дома деревни Лапино. Есть сотовая связь Мегафон.»
Простой порог. Прошли как и всё сходу. Мегафон в Лапино с воды поймать не удалось. Пытался в трех местах. На смартфоне есть две палочки, как в Хвойном, но смс не уходит.
«50/19
Стоянка на правом берегу.
51/20
Порог Низовский. Длина 100 м. Простой быстроток. Русло чистое. После него в разливе на правом берегу стоянка. Затем река поворачивает налево.
Озеро Пустовское (Сковородка). Острова проходимы с двух сторон. Перед выходом из озера есть две стоянки. Одна на острове напротив острия мыса, вторая напротив другой стороны мыса на острове.»
Встали на первой стоянке, напротив острия мыса. Это узкий остров шириной метров 20-30 и длиной 1,5 км. Мест под палатки не более 2-3х. Зато хорошо продуваемый и почти без срача.
30-31 июля две дневки
В первый день переменная облачность, солнце, без дождя, ветер. К вечеру стих. Во второй день ветер поменялся на обратный, несколько раз шел дождь. Вечером и с утра 1.08 сильный туман (низкая облачность). Немного о похолодало, до 15С. Ночью ливень.
Мы не планировали вторую дневку. Но в первую дневку мимо нас прошло 5! групп (из них одна — 6 байдарок двушек и трешек, а вторая два или три ката с мотором и 4 байдарки двойки), а поскольку ниже до Сумпосада оставались всего две стоянки и всего 16-18 км сплава, то решили стоять лучше здесь, а в последний день встать пораньше и пройти оставшуюся часть маршрута. И как оказалось, мы сделали правильно.
Наловили рыбы, в первый день закоптили, во второй зажарили. Собрали грибов, в первый день зажарили, во второй обьедались супом-гуляш из молодых белых и подосиновиков.
1 августа
С утра густой туман, ветра нет, до обеда мелкий дождь, с обеда прояснилось.
Вышли рано, в 8:00, сегодня вечером нам нужно быть в Кеми, тк завтра в 7 утра записаны на катер, на Соловки.
«60/29
Порог Подсамбольский (2+ к.с.). Длина 1 км. Возможности для осмотра нет. Берега густо заросли деревьями, нет спуска к воде. Русло петляет влево – вправо – влево. Течение очень быстрое. Русло по всей ширине. Есть обливники и бочки. На правом повороте прижим к левому берегу у которого бочка. Дальше, на прямом участке порога, маневрировать легче.»
Понравился порог и наше прохождение. Прошли оба весьма зряче в отличии от Хвойного.
«62/31
Небольшой слив под автомобильным мостом.»
До моста слева есть подобие стоянки с авто подъездом. Тут нас двое подвыпивших местных подростка на жигулях усиленно зазывали пообщаться. Еле отбились.
«64/33
Порог Кривец. Быстроток с поворотом направо. Длина 100 м. Течение быстрое. Русло чистое. После него разлив с островком слева.
66/35
Порог Видпорог. На левом повороте реки. Простой быстроток. Сложности не представляет.
Через 500 метров стоянка на левом берегу.
67/36
Порог Кривой — простая шивера. Порог Братаны не обнаружен.»
Все эти порожки короткие шиверки не выше 1кс.
«74/43
Порог в Лесобирже (3 к.с.). Длина 2 км. Начинается как простая шивера, постепенно увеличивая скорость и сложность препятствий. К концу порога течение разгоняется до очень большой скорости. Под ж/д мостом вылы достигают 1 метра. Маневрировать сложно.
После порога у левого берега можно закончить сплав. Ориентин — двухэтажное здание. Берег высокий, но это единственное место, куда можно подъехать на машине.»
Пройдя первые две короткие шиверки порога, пристали к левому берегу напротив поселка, сходить в кусты. Неожиданно заметил, что на противоположном берегу стоит дом нашего забросчика и моя машина. Переправились на левый берег. Забросчик резко засобирался за морошкой, еле успел его остановить отъезжающего на машине. Как оказалось впоследствии не спроста.
Поговорили. Я высказал мысль, что хотим пройти порог Лесобиржа и затем я вернусь за машиной. Он посоветовал антистапель делать именно до жд, до водокачки (белое здание на левом берегу). А не после порога, как в лоции у Игоря. На том с Михаилом и расстались. Он уехал за морошкой, мы пошли порог дальше.
До жд моста на протяжении 1,5 км, порог представляет собой серию простых шивер, разделенных участками с просто течением или вообще мини-плесами. Ни о какой 3кс речи нет. В общем я пожалел, что пошел, ничего интересного. Лишь в районе жд моста русло сужается, течение несколько убыстряется, появляются валы до высотой 0,5-0,7 метров.
Мы закончили сплав напротив последнего дома перед водокачкой (которая, в свою очередь, перед жд мостом), где еще можно было пристать к левому берегу. Далее начинается быстроток и зачалиться уже нельзя. Наверх от воды идет подобие тропы с крутым скользким участком берега. Вещи лучше собирать прямо у реки на узкой полоске густой травы. Мы же сначала перетащили гермомешки и лодки к старому жд полотну тупиковой ветки. Но лучше так не делать во избежание трений с местными.
Пока Вика доупаковывала вещи я пошел за машиной. Тут произошла накладка. Машина выезжать из огорода забросчика (а по сути из болота) отказалась. Пришлось сначала просить соседей подтолкнуть. Это не помогло. Хорошо у соседа была Нива. С ее помощью я и выехал.
«Через 1 км русло перегорожено сетями – это садки, где вылавливают мальков. Волок по левому берегу.
Через 200 метров порог со сливом 0,5 метра. В центре русла камни. Чистоту слива не видно. Держаться правой стороны русла.
Через 500 метров порог Сумский 4 к.с. В центре русла остров, на котором стоит под крышей ботик Петра-1. Проходим порог только слева от острова. Там же чалка и тропа для осмотра по деревянным мосткам. Порог интересный. Два слива с бочками. Бочки надо пробивать, т.к. течение останавливает лодку и, соответственно, переворачивает.»
Перед уездом из Сумпосада заехали на правый берег посмотреть на порог Сумский, 4кс. Впечатляет. Желания проходить два левых слива с бочками в каждом не возникло, а справа скорее всего не проход.
«Антистапель – после прохождения Сумского порога причалить к левому берегу. Если не планируете проходить этот порог, то перед ним, в разливе надо причалить к мостку у правого берега. Там узкая улочка, по которой можно подъехать на машине прямо к воде. Жители не против.»
Мы подъехали по узкой улочке (свернули после моста через реку сразу направо) до конца. К воде проезда дальше не было. Проход к реке между заборами есть. Дойти до реки можно, метров 70 от машины. Но в одном месте проход сильно сужен и не исключено, что рано или поздно местные его перекроют.
Итоги, рекомендации по сплаву по Суме
Маршрут от Сумозера (стапель-6) до Сумпосада не особо напрягаясь проходится за 2-3 ходовых дня. Можно конечно и за день, но зачем так гнать, мы же на отдыхе или где?
И не очень хорошо, что первый же порог Хвойный — это 3кс (не уверен что 3, но хорошая такая двойка, возможно и с плюсом). Лучше было бы добавить еще пару дней и начать сплав с Пулозера. Там, судя по описаниям, 7 порогов, из который пять 2кс и два 3кс, на которых думаю, можно раскатиться и лучше прочуствовать воду.
Можно также пройти от Сумпорога по реке 4-5 км до Белого моря и затем дойти до поселка Вирма. Его мы проезжали по грейдеру из Сумпосада на Беломорск.
Что касается нас, то после прохождения Сумы у Вики появилось желание идти в одиночках (на Каньон-Спорте) на нормальные карельские реки «двушки» (2кс) типа Воньга, Кереть, Вама-Водла и тп. До этого она говорила, что на Кереть кроме как на катамаране не пойдет. Прогресс!
Если нужны контакты забросчика — спрашивайте в комментариях, подскажу.
========
Далее. Часов в 14 мы выехали из Сумпосада и где-то к 16ч приехали в Рабочеостровск. Заночевали в глэмпинге Поморский на берегу Белого моря.
2 августа
С утра солнце, ветра нет, волны нет. К вечеру ветер, встречно-боковая волна с барашками.
Быстроходный катер на Соловки отправился в 7:30.
Успели на конец утренней службы. Очень душевно поют службу батюшки на Соловках, нигде такого раньше не слышал.
Затем взяли базовую трехчасовую экскурсию по монастырю. Очень интересно и познавательно.
Пообедали в монастырской столовой. Очень все вкусно. Рекомендую.
Погуляли по окрестностям. Мысль взять велик в прокате и проехать 12 км на Секирную гору по средневековой дороге сразу отмели, тк было уже 14ч, а наш катер отходит в 16ч.
Обратно заехали на Мыс Белужий. Издалека посмотрели на белух. Близко они не подпускают.
В 17ч приехали в Рабочеостровск.
Изначально планировали заночевать в палатке на побережье моря, но проехать к нему после прошедших на днях дождей на нашей пузотерке было не реально. А платить за глэмпинг 4К больше не хотелось. Поэтому поехали в Мед.Гору. Там и заночевали, предварительно полюбовавшись на закат на Онежском озере.
3 августа
Часам к 18 приехали в Окуловку, надеясь посмотреть завтра тренировку слаломистов на канале на Перетне (как год назад, после Шуи). Но увы не повезло. Нам сказали, что сборная России приезжает лишь 10 августа. Посмотрели на тренировки трех детских групп на верхнем участке канала. Побеседовали с тренерами. Заночевали в отеле Уют напротив жд вокзала. Как ни странно объявления о приходящих поездах, да и сами поезда спать абсолютно не мешали.
4 августа
С утра заехали на слаломный канал. Там никого не было, как и ожидалось. Не было даже детей. Поехали домой по платке. Часов за 5 добрались до Москвы.