Валаам и сплав по р.Тихая и по Ладоге — 2021 г. (июль-август)

Совершили в конце июля 2021 года недельный водный поход по реке Тихая и по Ладожскому озеру с заездом на Валаам. Прошли на катамаране всего 25 км из них половину по реке. На Валаам мы конечно поехали не на катамаране и никому этого не посоветую. На остров нас за час с небольшим довез комфортабельный метеор на подводных крыльях.

ч.1: Приозерск

Начало маршрута — город Приозерск Ленинградской области. Мы приехали туда на своем автомобиле из Москвы. Шли по платной трасе М11 до Питера и затем по новому скоростному шоссе А292 Питер-Сортавала. На всю дорогу с остановками на отдых и перекусы ушло почти 9 часов. Там где трасса А292 проходит через поселки, имеется ограничения скорости до 40-60 км и висят камеры, так что будьте осторожны и соблюдайте скоростной режим во избежание штрафов.

Остановиться на ночлег в Приозерске можно заказав отель или апартаменты на сайте Букин.ком. Но только лучше сделать это заранее, до поездки, т.к. летом на месте все может быть забронировано.  Я заранее заказал номер в хостинге SEAL-hotel, но по прибытию оказалось, что это раздельные номера для мужчин и женщин в общих комнатах, рассчитанных на 5-6 человек. Причем нигде при бронировании об этом сказано не было. Пришлось отказаться, благо мы успели до 18 часов сделать отмену брони без штрафа. Менеджер отеля сказал: «Ну вы же должны были понять это по ценам». Ну, да цена в хостеле была 700 р на человека за ночь. Но я видел на букине цены в отеле Уют в Приозерске 800р за ночь  и что я должен был понять?

В общем пришлось срочно искать место для ночлега. На том же букине случайно нашлась однокомнатная квартира за 2800 руб. Причем как сказал хозяин, это произошло случайно, потому что кто-то из жильцов срочно уехал. А все последующие дни на неделю вперед у него были заняты. Нам повезло.

Но если вам не повезет, то в крайнем случае езжайте на так называемый «Финский пляж». Там можно найти место под палатку. Что мы и сделали на следующую ночь, после того как съездили а экскурсию на Валаам. Думаю найти там место не проблема, особенно в будние дни. Найти просто: едете в Сторожевое, затем поворот на турбазу Самая Ладога до таблички Пляж — поворот налево на грунтовку и остается около 1 км по грунтовке.

В Приозерске, кстати, есть достопримечательность: крепость Корела. Но мы туда не пошли, т.к. время было уже позднее и устали с дороги. А на следующий день у нас была оплачена однодневная экскурсия на остров Валаам. Её я заказал заранее за пару недель до поездки на сайте Паломнической службы монастыря. Стоимость 4650 руб на человека. Экскурсия рассчитана на 5 часов на острове плюс доставка на метеоре. Метеор идет примерно 1час 15 минут. Но более подробно об этом я расскажу во второй части повествования.

ч.2: Валаам

На Валаам хотелось съездить давно. Года три назад, а может и раньше, я начал почитывать публикации на официальном сайте монастыря. Так попался на глаза рассказ игумена монастыря епископа Панкратия (Жердева) о том, как он в молодости пришел к вере. Как познакомился с будущим монахом Симеоном Бескровным, который ныне подвизается на горе Афон. Потом прочел двухтомник монаха  Симеона «Птицы небесные» и другие его книги. В общем мечта посетить Афон и Валаам прочно угнездилась в моей голове. Но случая посетить монастыри как-то все не представлялось.

В начале этого года я как-то случайно забрел на сайт «Ветер Перемен» weter-peremen.org, посвященный путешествиям и в частности водному туризму. Там мне попался на глаза рассказ некоей Эммы из города-невест Иваново о том, как она в одиночку сплавилась на каяке по реке Уксун и затем прошла за три дня по Ладожскому озеру до острова Валаам. И тут меня осенило! Я загорелся идеей отправиться в поход с супругой на Уксун, в тайне надеясь, что каким-то образом мы может быть посетим заодно и Валаам. Мы с ней вообще-то бывалые водные туристы, прошли вместе и порознь на байдарках, каяках и катамаранах несколько рек в Карелии, Архангельской обл., на Алтае, в Грузии-Абхазии (Нюхча-Илекса-Вама-Водла, р.Воньга, р.Охта, р.Кодори, р.Кантегир, Рр.Никодимка-Кожа), разумеется путешествовали также по рекам и озерам недалеко от Москвы (Мста, Угра, Ока, Селигер, Волго, Верхне-Волжские озера, в общем всех и не упомнишь). Но правда было это достаточно давно. Тем не менее такой опыт был и он подсказал мне как попасть на Валаам.

Сначала предложение пойти на Уксун было встречено супругой с удивлением. Но постепенно она свыклась с мыслью, что придется ей со мной туда отправиться. Потом я как бы невзначай подкинул идею заехать в монастырь. Поначалу восприняла это предложение чуть ли не в штыки, но потом как-то смягчилась, наверно поняла, что другой такой возможности у нас может и быть.

Затем, по мере подготовки к походу стало ясно, что Уксун довольно не простая река, а с элементами 4-5к.с. Учитывая наш длительный перерыв и то, что страховать нас будет некому, а обносить пороги как-то не в наших правилах, пришлось от Уксуна отказаться в пользу более простого маршрута по р.Тихой и Ладожским шхерам. Вот так и состоялись эта наша поездка на Валаам и водный поход.

Итак, доехав до Приозерска и заночевав в отеле «Однушка», с утра мы, хорошо выспавшиеся и бодрые поехали к монастырскому причалу. Там я поставил авто на платную парковку. У нас оставался еще час до отхода метеора «Преподобный Серафим».

Мы полюбовались окружающими пейзажами: сосновым лесом и видами на устье реки Вуокса, теплоходы и порт на противоположном бегрегу, время пролетело незаметно. В 11 часов метеор, полностью заполненный паломниками и туристами, отправился на остров Валаам.

На озере стоял полный штиль, светило солнце, через час показался остров, затем в окнах иллюминаторов промелькнули горящие на солнце кресты и купола Преображенского собора, а вот и знаменитая Монастырская бухта. Всего через час  с небольшим мы уже швартуемся и выходим на причал. Нашу группу паломников, которые купили экскурсию онлайн на сайте, разделили на несколько подгрупп, человек по 10-15 и закрепили каждую за своим экскурсоводом. Нам досталась милая девушка Юля.

Она сразу отвела нас в ближайший тенек, т.к. солнце жарило немилосердно и стала рассказывать об истории острова, и о том, что мы можем видеть вокруг. Так переходя постепенно из тени в тень мы поднялись по лестнице с 62 ступенями

и могли с высоты обозревать прекрасные виды на Монастырскую бухту с прибывающими и отходящими теплоходами.

Экскурсия была очень насыщенная. Юля говорила почти не переставая, делая перерывы лишь на переходы от одного святого места к другому:

Знаменская часовня
Дом паломника (и наш гид Юля, справа)
Петропаловская церковь
Андрей Первозванный
Внешнее каре монастыря

Затем мы вошли в нижнюю церковь Спасо-Преображенского собора. Приложились к ракам, в которых хранятся мощи преподобных преподобных Сергия и Германа основателей монастыря, Валаамских чудотворцев, мощи преподобного Антипы Валаамского и к чтимому списку Валаамской иконы Божией Матери, которая побывала в космосе на орбитальной станции МКС, после чего немного изменился цвет иконы, сейчас она имеет оранжевый оттенок.

Посетили также величественнейшую верхнюю церковь собора, полностью восстановленную после разрухи советского периода, с красивыми фресками и росписями на темы евангельских сюжетов периода из жизни Иисуса Христа и апостолов.

Юля дала нам немного времени самостоятельно походить в храмах, купить свечи и приложиться к иконам и мощам.

Выйдя из церкви можно подойти к святому источнику, набрать и попить воды:

Затем нас ждал прекрасный концерт, который исполнил праздничный мужской хор монастыря, созданный по благословению игумена Валаамской обители, епископа Троицкого Панкратия. Прозвучали как духовные песнопения, так и песни из светского репертуара. К сожалению концерт длился недолго, всего минут 30.

Затем был замечательный вкусный обед в братской трапезной обители. Мне особенно понравилась рыбная котлета и компот, да и морковный салат был вкусный. А супруге понравился постный суп.

После обеда экскурсия продолжилась. Мы пошли в Никольский скит по мостам через протоки, соединяющие острова. Скит находится на ближайшем острове.

Вид от Чайного домика на Никольскую церковь и Никольский скит.

Всего на Валааме на сегдня 12 скитов. Они расположены на нескольких островах Ладожского озера. Остров Валаам — самый большой на Ладоге, его площадь почти 30 квадр.км.

Никольская церковь

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Время пролетело молниеносно. Хотелось посетить еще многое: Игуменское кладбище со свежей могилой новопреставленного замечательного архимандрита Мефодия, а также действующие пекарню, молочную ферма с сырным заводом, рыборазводный завод, скиты. Но, к сожалению, пора уже было двигаться к метеору. Он должен отправиться в 17:00 и ждать опоздавших не будет. До свидания, святой остров Валаам! Надеюсь мы еще хоть раз сюда приедем.

Когда сели в метеор и он начал отходить от причала, с берега гуппа мужчин и ж ренщин кому-то, что-то дружно кричали и махали руками. Наверное это тем женщинам, которые везли тяжелые чемоданы на колесиках мимо нас на экскурсии. Возможно это были трудники или работницы многочисленных монастырских служб, отправляющиеся на материк.

28 июля, ч.3: первый день сплава

В Приозерск приехали в 18 час. с четвертью. Забрали машину со стоянки и отправились в поисках жилья. Точнее как основной вариант был поставить палатку на «Финском пляже» (дикая стоянка на берегу Ладожского озера по направлению Сторожевое. А как запасной, забронированный кемпинг «Аннушкин причал» в Вятикя. Решили для начала съездить на Финский пляж, посмотреть что там и как.

Ехать надо по указателю т/б «Самая Ладога» и не доезжая до этой турбазы свернуть на грунтовку по стрелке на самодельной фанерной табличке «Пляж» на дереве. Затем проехать около километра. Не доезжая берега стоят машины. Дальше песок, мы решили в него не соваться, дабы не увязнуть. Пройдя метров 50 нашел неплохую, свободную площадку в лесу. Рядом метрах в 50 был разбит чей-то лагерь (семейство с детьми и подростками).

Быстренько перетащили вещи из машины. Поставил палатку. Разожгли портативную газовую плитку «Говорящий огонь» СЛЕДОПЫТ, купленную специально к походу. Быстро приготовили нехитрый ужин. Затем пока не совсем стемнело прошелся по лес, собрал немного сухих веток для костра. Понятно что с дровами в таких местах напряженка. Но нам много и не надо, так полюбоваться костерком полчаса и спать.

29 июля

Встали с утра пораньше, в 6 час. Т.к. предстоял напряженный день со стапелем. Выспались, кстати, отлично! Часов в 1 вечера, правда, кто-то еще пытался шуметь и запускать петарды, но затем как-то быстро все стихло и спать никто не мешал, как ни странно для подобных мест.

Стапелиться решили на пристани в Приозерске, на берегу оз.Вуокса. Там как раз две платных автостоянки с гуманными ценами и пристанью. Вчера пришлось долго дозваниваться до «Аннушкиного причала», чтобы отменить нашу бронь. Девушка менеджер перезвонила спустя почти час после моих трех безуспешных попыток с ней связаться.

На причале оплатил стоянку на 3 дня. Как потом оказалось надо было на пару дней больше, но не спросил, что будет если мы вовремя не заберем машину. А ничего не будет, просто доплатите без лишних вопросов и все дела.

В 9:00 приступили с сборке ката и упаковке вещей.

Заняло по времени ровно 3 часа. Много сил отняла скрутка поперечин рамы с продолинами. Раму из восьми 2-х-метровых дюралевых трубок Д16Т 37*1,5мм, я привез с собой. Плюс две выжимные трубки 1,5м 32*1,5 и 4 трубки по метру длиной 22*1мм для крепления канойных упоров с сидушками поддувашками (были куплены перед походом в ВольномВетре). Также мне перед походом пришлось пришить проушины к кату из стропы, т.к. в карманы труба 37мм не лезла, и сшить «полотенца» для коленей, чтобы было удобно стоять в канойной посадке.

При сборке, как потом выяснилось я накосячил — средние поперечины (двух-метровые) торчали по бокам на 10-15 см и мешали грести. Надо было из сразу обрезать до длины 1,8м или уж делать кат по ширине ровно 2 метра.

В общем ровно в 12:00 мы стартанули. Пошли по озеру с сторону речки Тихая, вдоль ж/д полотна. Грести постоянно задевая поперечины — ну очень неудобно, тем более в канойной посадке. В поисках русла Тихой приходилось несколько раз останавливаться на воде и сверяться с навигатором. При этом встречный ветерок успевал немного относить назад. Наконец мы нашли русло реки в камышах. Его не видно даже с 50 метров.

Часа через 1,5-2 вошли наконец в Тихую — поначалу это довольно узкая протока с заросшими осокой берегами. Течения практически нет. Приходится продолжать лопатить веслами. Часто попадаются разливы в виде мини озер, когда становится непонятно куда держать курс. Приходится периодически сверяться с навигатором. По ходу движения встречаются рыбаки на лодках и на суше и туристы на сплаве.

Где-то часов в 14:30 встали на обед. Вскипятили воду на горелке и супруга сварила суп из пакетика. Добавили к супу свежие овощи и бутеры с салом. Чай в термосе у нас был приготовлен с утра.

Под мостом в Бригадном — порожек с обливняками и среднего размера камнем по главной струе, довольно узко и мелко. Решили не рвать баллоны и обнесли. Обнос короткий по Л.Б., всего метров 40-50. Пока разгружались перед обносом, к нас догнала огромная коммерческая группа на пластиковых морских каяках, около десятка байдарок двоек и пара одиночек с девушкой-руководителем.

К 17:30 прошли почти до устья Тихой, не дойдя до Ладожского озера 1,5 км. Хорошая стоянка на л.б. с остатками колышков и жердин для тента, столиком и сиденьями-пнями, и костровищем. Решили тут заночевать. Мне что-то нездоровилось. Пошел дождь. Жена поставила сначала тент, потом и палатку. Я руководил процессом сидя на пне. Затем завалился в палатку без ужина и проспал до утра.

30 июля, ч.4: дневка на Тихой

С утра здоровье почти вернулось. Но слабость осталась. Решили денек отсидеться на р.Тихой. Заодно я переделал не торопясь раму катамарана — убрал пару торчащих в стороны и мешающих грести поперечин. Также переделал сидушки — сдул коленные вольно-ветровские упоры и вместо них подготовил площадки для привязки компактных гермоупаковок, чтобы сидеть на пятой точке, а не стоять на коленях.

Запас воды из дома к этому моменту у нас почти закончился. До завтрака прошелся по лесу в поисках ручья или родника. Дошел до лесного озера метрах в 300 от нас, но воды так и не нашел. Решили кипятить воду из Тихой, хотя судя по количеству построек на её берегу делать это не очень хотелось.

Вскоре мимо нас прошел пастух с собакой по кличке Муха и стадом коров. Пастух был пьян, в руках у него была недопитая бутылка с шампанским. Он подошел к нам и спросил:
— Это ваша собака?
Поскольку на его призывы Муха не реагировала.
Мы сказали нет. Спросили можно ли пить воду из реки. На что он со смешком ответил неопределенно:
— Попробуйте.
И пошатываясь скрылся в направлении стада.

Вскипятили воду. Причем как-то странно получилось. Когда вода в котелке зашумела, я сказал жене, скорее выключай горелку, типа надо газ экономить. Она и выключила. Начали завтракать. Выпили чай. И тут до меня дошло, что шум в котелке еще не означает что вода хорошо прокипела. Решили для профилактики съесть по 4 таблетки активированного угля, так сказать во избежание последствий. И действительно, никаких отрицательных эффектов от этой воды не ощутили.

На реке Тихая.

На переделанном кате попробовали немного и недалеко от лагеря поплавать по реке. Действительно стало намного лучше и грести и сидеть. Так и просидели весь день рядом с коровьей тропой. А вечером стадо прошло назад через наш лагерь. Пастух уже был другой. А Муха та же. Она уже нас не боялась, пришла в лагерь как старая знакомая. Кстати с большим аппетитом съела все что ей предлагалось, в том числе и хлеб. Видно не очень то её балуют на службе.

Вечером сделали картофельное пюре с тушеночкой. Было много, решили оставить Мухе на утро. Я сложил остатки еды в абсолютно новый п/э пакет, завязал его узлом и повесил повыше на дерево, чтобы кто-нибудь из живности ночью не достал. Но на утро мы с удивлением обнаружили в пакете кучу муравьев и каких-то многоножек. Как они туда пролезли через узел не понятно.

На завтра нас ждал выход в Ладожское озеро.

31 июля, ч.5: открытая Ладога

После завтрака собрали лагерь, упаковали вещи в гермы, подкачали катамаран и отправились в сторону Ладожского озера. Как оказалось до него было всего 1,5 км, которые мы прошли за 20 минут.
Вот наконец выходим в озеро. Вода до горизонта, противоположного берега не видно. Впечатляет! Напротив устья Тихой виден остров Бурнев. Где я изначально планировал сделать первую ночевку. До него не более 1,5 км, поэтому делать крюк и потом возвращаться не имеет смысла.

Решаем пройти пока вдоль левого берега до так называемых «Красных скал», километрах в 3-х от Тихой. По ходу движения попадаются базы отдыха и кемпинги расположенные прямо на берегу. Запомнилась одна база на высоком скалистом месте, огороженная ленточками с флажками и над которой развевались флаги каких-то европейских стран. Видимо коммерсанты оккупировали.

Дошли до Красных скал — это просто гранитные выходы породы с немного розоватыми прожилками. Мы как-то не особо впечатлились их краснотой (красотой). Где-то в этом районе решили если не пообедать то хотя бы перекусить. Термос с горячим чаем и бутеры мы заготовили с утра.

После перекуса я все-таки уговорил супругу двинуться от берега в открытую Ладогу и дойти хотя бы до ближайшего острова напротив. Им оказался остров Слитный. До него был ровно километр. Нам повезло что ветер дул практически в спину и хотя и гнал довольно ощутимые волны, но мы их почти не заметили пока не причалили к берегу. Посмотрев назад мне стало как-то тревожно, против таких волн и ветра на катамаране мы бы скорее всего до берега не прошли.

Попытки найти хотя малейшую ровную площадку под палатку в ближайшем окружении от места высадки не увенчались успехом. Везде каменистая, поросшая мхом и кустарником и очень неровная почва. Решил пройтись немного вглубь острова. но отойдя буквально на сотню метров услышал собачий лай. Там в бухточке приглядевшись сквозь листву увидел чей-то лагерь.

Что ж, решаем плыть дальше вдоль правого берега острова. И тут нам повезло. Буквально метров через 400 следующей бухточке видна отличная огромная стоянка с баней и кучей дров. На поляне можно разместиться большой группе как минимум с 5 палатками. Видна записка на сосне, суть которой сводилась к тому, чтобы не разрушали баню и не жгли дрыны, составляющие её каркас.

На поляне пару столов, пни для сидения и есть даже пара скамеек с прибитым поверх досок (из доски 50-ки!) поролоном. Кто-то видно сюда наведывается регулярно на моторках. В общем отличное местечко!

Я с горяча, на радостях решил искупаться в Ладоге, прямо в сплавной одежде (сверху термобелье, плавки и сплавные кроссовки, только треники снял, чтобы не сушить потом). Разгоряченный после гребли ныряю в воду и выскакиваю как пробка! Ну, очень холодно! Желания поплавать не возникает от слова совсем. Предлагаю супруге окунуться. Она сказала, что ей надо переодеться и потом… Но потом мы занялись установкой лагеря, обедом, в общем так и не зашла в воду. К тому же ветер задул не по детски. Я долго не мог установить тент, его сильно парусило и постоянно вырывало центральный кол. В итоге через час безуспешных попыток плюнул на это дело и просто подвязал тент за четыре угла. Он так и телепался на расстоянии 1 метра над землей. На ночь сложили под него вещи от дождя.

Кстати, не успели мы высадится на берег и бросить пару упаковок рядом с кострищем, как мимо нашего лагеря прошли две женщины с явным намерением собрать дровишек. Но увидев нас прошли мимо. С дровами на острове не очень. После обеда я прошелся набрать хоть хвороста на костер. Удалось порубить только старый, практически мертвый, замшелый можжевельник. Те кто оставил нам дрова, судя по свежим сосновым пням вокруг, явно орудовали бензопилой.

Стоянка на о-ве Слитный. Почему в каске? Потому, что сильный ветер и шишки с сосен прилетают.

К вечеру ветер немного стал стихать. а ночью под утро начал моросить мелкий дождь. С соседних стоянок мимо иногда проплывали громко общающиеся между собой туристы. Почти напротив нас на острове Ягодном в 250 метрах по прямой, виднелся чей-то лагерь.

К сожалению мыльницу в поход я почему-то решил не брать, поленился. А с телефона мы делали много фоток в основном в Монастыре, на Валааме. А в самом походе экономили батарейки, чтобы была возможность пользоваться навигатором и в последний день вызвать такси, поэтому фоток практически и нет. Так, что извиняйте.

В качестве навигатора я установил в смартфон прогу  OsmAnd (или OSM+) и заранее закачал  карты местности, чтобы можно было пользоваться ими без интернета. Как оказалось — довольно удобная и полезная штука. Не раз выручала, когда было не понятно куда двигаться и по Тихой и по озерам. Единственно но, обязательно нужно для смартфона приобрести прозрачный герметичный чехольчик с лямкой на шею, чтобы можно было пользоваться навигатором не доставая телефон из него. А то не ровен час можно и утопить в бездонных водах Ладоги.

1 августа, ч.6: окончание водной части путешествия

С утра моросил дождь. Но зато было тихо и безветренно.

Приготовили завтрак на костре. С молочными кашами возиться мы изначально не планировали, памятуя о муторной необходимости отдирать пригоревшее молочное месиво от кана. Решили обойтись в этом походе мюслями и разведенной в горячей воде сгущенкой. Взятое в супермаркете сгущенное молоко в пластиковой бутылке где-то 0,5л оказалось полным отстоем, по сравнению с обычным в жестяной банке, которое брали раньше, в предыдущие походы. Сколько его ни выдавливай в кашу — получалось какая-то подкрашенная в белый цвет бурда, мало напоминающая молоко. Хотя если кинуть пару ложек этой смеси в кофе, то становилось более-менее приемлемо к употреблению.

К концу сборов лагеря дождь почти прекратился и мы отчалили от лагеря. Сначала в планах была еще одна ночевка сегодня и отъезд завтра с предварительным небольшим прогоном по водной части. Но в реальности мы довольно быстро за пару часов догребли до о-ва Медвежий и решили встать там на перекус, увидев свободную большую стоянку. Кстати с воды её не видно совсем, так как довольно высокий каменистый берег её напрочь скрывает от посторонних взглядов. Была даже мысль сначала остаться тут ночевать. Но после перекуса-обеда решили, что времени у нас еще вагон и почему бы не дойти сегодня до конца маршрута. Тем более, что он уже был виден в зоне прямой видимости.

Проплывая где-то мимо острова Вольчья лапа, несколько раз послышались звуки выстрелов. Довольно резкие и неприятные в тишине озера. Мы даже приналегли на весла, чтобы побыстрее пройти это стрёмное место. Мало ли что, шальная пуля…

Изначально планировали дойти до Березово и там сделать антистапель. Но не доходя 2,5 км до Березово, в районе залива Гладкий увидели какую-то базу — стоянки лодок, моторок с эллингами и домиками на берегу. Как оказалось — это была База Сильвестр, и я решил попробовать закончить маршрут там. После недолгих переговоров со сторожем выяснилось, что к ним есть нормальный съезд с трассы А-121 (Питер — Сортавала), но для антистапеля необходимо заплатить 100 руб., поскольку территория базы частная и платная. После оплаты сторож выделил нам удобную площадку, на которой мы разобрали катамаран, переоделись и перепаковали вещи для вызова такси.

У меня были заранее выписаны телефоны местных служб такси и вызов был лишь делом техники. С утра подзарядил смартфон от повербанка, поэтому зарядки на телефонный вызов хватало с запасом. Хотел заказать какой-нибудь микроавтобус или универсал, поскольку рама катамарана у нас была из 2-х метровых труб и было непонятно сможет ли их погрузить обычная легковушка. Но таких машин не было. Однако приехавший на хетчбеке водитель развеял наши сомнения и весь скарб вместе с нами вошел в машину.

Мы помчались по трассе до Приозерска и минут за 40 доехали до причала, где на стоянке нас ждал наш автомобиль. Поскольку мы просрочили сутки по оплате, пришлось доплатить. Но никто этому факту не удивился. Судя по всему просрочить пару-тройку дней тут — это в порядке вещей.

Вот так и закончилась водная часть нашего путешествия. А далее, в этот же день ближе вечеру мы доехали до отеля Берег в пригороде Санкт-Петербурга, Колпино. Прогулялись там по прекрасному парку вдоль реки Ижора.

Церковь Сошествия святого Духа. Православный храм на берегу реки Ижора.

А на следующий день доехали до Москвы, пробиваясь сквозь заряды дождя по всей трассе.

Подводя итоги путешествия я бы выделил основной момент. А именно — не стоит на Ладогу соваться с катамараном, если он не имеет мощного мотора или хотя бы парусного оснащения. Придется либо пережидать ветер, либо ходить не сильно отдаляясь от берега в целях безопасности. Иначе можно элементарно не выгрести против ветра и волн. Но впрочем и на относительно быстроходных байдарках, типа Викинг, Гарпун, Шуя или КНБ и т.п. далеко отплывать от берега тоже не стоит. Погода в этих местах меняется быстро и налетевший неожиданно заряд может сыграть злую шутку. Будьте осторожны!

И не ленитесь брать с собой фотоаппараты, чтобы можно было полюбоваться прекрасными видами долгими зимними вечерами. Ладога очень красива!